В своем заключении эксперты отмечают, что документ, несмотря на неоднократные доработки все еще «создает риск увеличения административного давления на бизнес».
[C=1032]
Эксперты подчеркивают, что принятие в нынешнем виде разработанного Минэкономразвития законопроекта, может привести только к росту числа внеплановых проверок, а отнюдь не к их уменьшению. При этом «их назначение станет неконтролируемым», опасаются в экспертном совете.
Основные замечания специалистов касаются следующих моментов:
- в документе отсутствуют принципы, которым должны соответствовать обязательные требования к экономическим агентам, и правила разработки таких требований;
- контролирующие органы должны отказаться от проверок предпринимателей на соответствие требованиям, содержащимся в актах СССР и РСФСР;
- документ следует дополнить детальными условиями и принципами использования форм негосударственного контроля, чтобы избежать дублирования надзорных функций;
- запланирована слишком сложная система управления рисками, предполагающая использование различных систем градации для разных ведомств, а также классов опасностей вместо категорий рисков. Кроме того, законопроект не определяет механизм изменения категории риска;
- в представленной версии законопроекта нет должных ограничений на использование отдельных специфических форм и методов контроля, как, например, наблюдение, мониторинг, допрос, опрос;
- документ не предусматривает оценку эффективности и результативности надзора и контроля;
- законопроект недостаточно четко определяет границы распространения норм будущего закона. А это создает административную нагрузку не только на бизнес, но и на обычных граждан.
Материал по теме
Правительство урежет полномочия государственных контролеров
В итоге, Экспертный совет во главе с министром Абызовым заключает: "Должны быть четко предусмотрены порядок планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий, а также гарантии проверяемых лиц. В противном случае возникает риск избыточного тиражирования отдельных специфических форм и мероприятий контроля в различных отраслях государственного регулирования".
Между тем, времени на доработку законопроекта остается все меньше - в правительстве документ должен появиться не позднее 10 сентября. Так что, скорее всего, документ к первому чтению внесут в парламент практически неизменным, а все основные замечания и предложения учтут уже к основному, второму слушанию.
С другой стороны, по словам директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексея Херсонцева, в новом законе необходимо указать все возможные формы контроля, но при этом жестко регулировать случаи их применения неразумно, поскольку «у разных ведомств свои особенности: кому-то нужны только внеплановые проверки, а кому-то — постоянное наблюдение вместо плановых проверок».
[C= 1031]
Таким образом, пока сложно сказать, в каком именно варианте представят в правительство, а затем и в Госдуму новый закон о государственном и муниципальном надзоре. Пока что с текущей его версией можно ознакомиться на специальном сайте, и даже высказаться по поводу его улучшения.
С принятием нового закона, возможно, заработает и столь ожидаемый риск-ориентированный подход, о котором, как о панацее от избыточного надзора, говорят в Минэкономразвития. Тогда малых предпринимателей, деятельность которых считается безопасной, по идее, трогать не будут, а проверять станут лишь тех, чей бизнес может причинить непосредственный вред государству, обществу и окружающей среде.
Однако, практика показывает, что предпринимателей (особенно как раз малых и средних) больше волнует не то, как будет называться закон или какие новые формы контроля он введет. Они надеются на сокращение количества проверок - как плановых, так и внеплановых. А равным образом на то, что требования проверяющих станут более адекватными, а сами контролеры – терпимее и благоразумнее. Иначе, все инициативы федеральной власти по облегчению жизнедеятельности бизнеса (включая и президентские "наказы") рискуют так и остаться лишь благими намерениями.