Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.04.2015 по делу N А56-25943/2014 отражает позицию арбитров по вопросам использования арендованных жилых помещений в коммерческих целях. Судебное заседание состоялось по инициативе Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе, подавшего апелляционную жалобу на решения судов двух первых инстанций по исковому заявлению коммерческой организации.
Общество с ограниченной ответственностью просило суд признать недействительным и отменить предписание Территориального отдела в части возложения на него обязанности по оборудованию изолированного от жилой части здания входа в занимаемое им помещение. Организация занимается туристической деятельностью в арендуемом жилом помещении, расположенном на первом этаже многоквартирного дома. При проведении плановой выездной проверки Территориальным отделом было выявлено нарушение пункта 3.3 СанПиН 2.1.2.2645-10, выразившееся в том что помещение туристического агентства не было оборудовано изолированным от жилой части здания входом и вход в офис осуществлялся через подъезд жилого дома. Общество объяснило, что не может устранить это нарушение, согласно предписанию, так как решение об оборудовании отдельного входа может быть принято только собственником помещения.
Арбитражный суд Северо-Западного округа оставил в силе решения судов низших инстанций и отменил предписание об оборудовании отдельного входа. При принятии решения арбитры исходили из норм статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", определяющей, что жилые помещения по планировке, уровням шума, вибрации должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Кроме того, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые необходимо соблюдать при проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Пункт 3.3 данных СанПиН регламентирует, что помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. Однако организация занимала под офис туристического агентства обыкновенную жилую квартиру, не переведенную в статус нежилого помещения. Означенное обстоятельство является нарушением пункта 3 статьи 288 Гражданского кодекса РФ, определяющей, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода этого помещения в нежилое, в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Но, поскольку собственник арендованной организацией квартиры, не перевел помещение в нежилое, в установленном порядке, то применение требования пункта 3.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 на нее не распространяются, так как помещением общественного назначения указанная квартира де-юре не является. Будут ли применены какие-либо санкции к собственнику помещения в связи с его нецелевым использованием - не сообщается.