Лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями, собственным делом в ушедшем году были заняты лишь 4,3% населения страны. Такие данные приводятся в исследовании мирового предпринимательства.
Россияне не хотят работать на себя. Лишь 2,2% граждан хотели бы открыть собственное дело, занимались бизнесом в прошлом году всего 4,3% процента населения. Эти и другие цифры приводятся в совместном исследовании Babson College и London Business School, при участии ВМШ СПбГУ с российской стороны. Среди основных помех респонденты — их было 7,5 тысяч — называют "отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством". Подробнее об исследовании рассказывает газета "Коммерсант":
В России 93% населения не намерены в ближайшее время становиться предпринимателями и открывать собственное дело, следует из российского отчета глобального мониторинга предпринимательства — совместного исследования Babson College и London Business School — при участии ВМШ СПбГУ с российской стороны. Из опрошенных 7,5 тыс. респондентов 4,3% уже основали собственный бизнес (для сравнения: в странах БРИКС таковых в среднем 12,5%, в Восточной Европе — 9%). Желающих "в течение трех лет открыть новое дело" оказалось лишь 3,8%, около половины из них — действующие предприниматели, нацеленные на расширение бизнеса, а вот доля новичков (то есть тех, кто стал бы предпринимателем впервые) составила всего 2,2% — более низкого показателя не было зарегистрировано не только в других странах, но и в России с 2006 года (см. график). При этом авторы отмечают, что наиболее активными предпринимателями являются мигранты, в то время как доля студентов, готовых заниматься собственным делом, резко сократилась — с 5-8% ранее до 1% в этом году. Что касается условий ведения бизнеса, 87% опрошенных, не занятых собственным делом, отметили, что не видят в своем регионе благоприятных условий для создания и развития бизнеса. При этом доля предпринимателей-оптимистов, которые видят возможности для расширения или организации нового дела, сократилась за год с 40% до 30% (22% отметили трудность в оценке внешнего спроса и состояния экономики). Наиболее проблематичным для предпринимателей является привлечение финансирования — основным источником средств остается "неформальный капитал" (родственники, друзья, коллеги), а также "отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством". Недовольство, как и ранее, вызывают в первую очередь административные трудности с получением разрешений и лицензий, в то время как поддержка со стороны местных органов власти, а также деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов получили более высокую оценку. Впрочем, по мнению респондентов, получение гранта или субсидии по-прежнему является трудоемким процессом, а разработка инноваций "мало способствует развитию бизнеса". Среди основных факторов "демотивации" авторы доклада отмечают крайне низкий уровень выживаемости компаний — доля бизнесов, действующих на рынке более трех с половиной лет, составила 33% (в развитых странах — свыше половины). Среди причин выхода из бизнеса — в половине случаев финансовые трудности, в том числе нерентабельность дела. Заметное отличие РФ от других проанализированных стран в высоком влиянии фактора "случайности", он стал причиной 10% банкротств. "Высокие издержки выхода на новые рынки наряду с неэффективным применением антимонопольного законодательства приводят к тому, что выживаемость малых и растущих компаний невелика",— отмечают авторы доклада. Об ухудшении экономических ожиданий свидетельствует и сокращение доли предпринимателей, планирующих создавать новые рабочие места: пятая часть респондентов посчитала это нецелесообразным. Более того, предприниматели, основавшие дело в прошлом году, в среднем имеют более умеренные ожидания, чем те, кто пришел в бизнес в 2009-2011 годах. Однако, несмотря на значительную конкуренцию (только 5-7% опрошенных уверены в уникальности занимаемой ими ниши), более 90% предпринимателей отметили, что ориентированы исключительно на российский рынок, зарубежных потребителей имеют лишь около 5% компаний, в то время как по другим "ресурсно-ориентированным" экономикам таковых не менее трети.
Ранее мы уже сообщали о низкой активности россиян. Уходить в свободное плавание соотечественники не хотят, в частности, из-за наличия стабильного дохода. В 2012 году впервые исследователи GEM заинтересовались ролью мигрантов в предпринимательстве. Оказалось, что в большинстве случаев приезжие чаще становятся предпринимателями, чем местные жители. В инновационно-ориентированных экономиках 20% приезжих предпринимателей планируют создать 10 или более рабочих мест (против 14% местных жителей), в эффективностно-ориентированных — 25% против 16% и в ресурсно-ориентированных — 23% против 9%. В исследовании приняли участие 198 000 человек из 69 стран мира, в том числе 3 541 россиянин. На страны GEM приходится 74% населения планеты и 87% мирового ВВП. Самую высокую предпринимательскую активность показали Африка и Латинская Америка. Как мы писали ранее, недавно Правительство РФ утвердило методики оценки качества работы чиновников в области развития предпринимательства. Свое мнение об условиях, созданных для работы, предприниматели будут высказывать в ходе опросов. Организацией исследований займется Минэкономразвития. Бизнесмены будут оценивать деятельность чиновников в баллах. В результате каждому российскому региону будет присвоен итоговый балл и определена позиция в рейтинге. Напомним, что в начале осени 2012 года президент России подписал указ, который содержит перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. Список показателей для оценки приводился также в распоряжении Правительства от 15 ноября 2012 года №2096-р. Одним из них является позиция страны в международном рейтинге легкости ведения бизнеса. Вернувшись на пост президента, Владимир Путин в своем первом указе поставил перед страной задачу к 2018 году войти в двадцатку лучших стран мира по условиям для ведения бизнеса. Не так давно Россия заняла 105 место в рейтинге легкости ведения бизнеса, составленном журналом Forbes. В то же время в рейтинге Doing Business, составленном одноименной финансовой корпорацией и Всемирным Банком, Россия поднялась на 112 место со 120. Добавим, что меры по развитию в России малого и среднего предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Продолжая работу с ppt.ru, вы подтверждаете использование сайтом сооkiеѕ вашего браузера. Обработка данных осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных.