Депутаты Государственной Думы предлагают обязать перевозчиков и производителей оснащать общественный транспорт алкозамками. Соответствующий законопроект подготовил думский комитет по транспорту. Документ также вводит наказание для нарушителей этих требований. Так, должностному лицу, выпустившему на линию автобус или троллейбус без контрольного устройства, грозит штраф, а водителю, севшему за руль такого автобуса — лишение прав.
Подготовленный проект вносит поправки в закон о безопасности дорожного движения. Документ определяет, что такое алкозамок:
контрольное устройство (алкозамок) — оборудование, предназначенное для исследования выдыхаемого водителем транспортного средства воздуха и обеспечивающее блокирование запуска или прекращение работы двигателя транспортного средства при наличии в выдыхаемом воздухе превышения установленных законодательством Российской Федерации показателей абсолютного этилового спирта либо при отсутствии такого исследования.
Алкозамки должны будут устанавливаться на все транспортные средства категории М2 и М3. В соответствии с положением о техпаспортах к этим категориям относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест.
Авторы проекта считают, что предложенные меры позволят сократить количество дорожно-транспортных происшествий, происходящих по вине нетрезвых водителей автобусов. Инициатор законопроекта Александр Васильев заявил газете «Известия»:
Речь идет уже не о частной, а о коллективной безопасности. Пьяного водителя наказания не остановят, нужно средство, которое технически не позволит ему завести транспорт.
В первую очередь депутат предлагает озаботиться установкой алкозамков в школьных автобусах. По словам Александра Васильева, сотрудники ГИБДД во всех регионах регулярно сталкиваются с ситуациями, когда транспортом с детьми управляет пьяный водитель.
В перспективе оборудование автобуса алкозамком будет происходить уже на заводе, наравне с установкой прикуривателя. Таким образом, появится возможность избежать дополнительной финансовой нагрузки на региональные бюджеты.
Законопроект также вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Штрафы за нарушение требований грозят в первую очередь перевозчикам и лицам, ответственным за выпуск водителя на рейс. Если автомобиль не оборудован контрольным устройством, сумма взыскания для должностных лиц составит 50 тысяч рублей. Водитель, который сел за руль такого транспортного средства, рискует расстаться с правами на 2 года.
Глава комитета по безопасности Ирина Яровая поддержала идею. Она отметила:
Любые дополнительные меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, можно только приветствовать. Кстати, мы также подготовили аналогичные предложения по установке алкозамков и представили их в правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения, возглавляемую первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
В то же время губернатор Тамбовской области Олег Бетин отнесся к депутатской инициативе настороженно. Он опасается, что внедрение системы алкозамков приведет к дополнительным расходам регионального бюджета:
Это, наверное, молодежь предлагает, которая не совсем осознает все проблемы. Что, мы будем возить людей на разваливающихся «пазиках», но с алкотестером? У нас есть система медицинского освидетельствования для водителей, выходящих на рейс. Нужно ее усовершенствовать, чтобы защитить пассажиров не только от пьяных, но и от нездоровых водителей.
Председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев выступает за повсеместное внедрение алкозамков. Однако он полагает, что за предложением депутатов может скрываться корыстный интерес. Эксперт заявил:
Я не исключаю вероятности того, что власти лоббируют чьи-то интересы, например производителей алкозамков.
Как мы писали ранее, осенью прошлого года депутаты Госдумы выступали за установку в автомобилях алкозамков. Поправки касались автомобилистов, которые хотя бы раз были уличены в вождении в нетрезвом виде. Причем предполагалось, что оплачивать монтаж оборудования водители должны за собственный счет.
Напомним, что за последнее время высказывались различные предложения об ужесточении наказания за вождение в нетрезвом виде. В частности, депутаты Госдумы от фракции «Единая Россия» считают, что необходимо ввести пожизненное заключение для пьяных водителей, по вине которых погибли люди. Кроме того, как мы писали ранее, в нижнюю палату парламента внесен законопроект, предполагающий лишение нетрезвых водителей права на 10 лет.
Добавим, что единый порядок дорожного движения на территории РФ устанавливают правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090.
Наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде предусмотрено в статье 12.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Статья 27.12 КоАП определяет порядок отстранения от управления автомобилем и освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Пьяных водителей лишают прав на срок от полутора до двух лет, при повторном нарушении — до трех лет. Ответственность за наезд на пешехода установлена статьей 264 Уголовного кодекса РФ. Если по вине пьяного водителя погиб человек, автомобилиста лишат свободы на срок до семи лет. При гибели двух и более человек нетрезвому водителю грозит тюремное заключение на срок до девяти лет.