110

Чиновников заставят исполнять решения бизнес-омбудсменов

Размер шрифта:
Бизнес-омбудсмены смогут привлекать к ответственности представителей власти, которые отказываются исполнять их требования. Также уполномоченных хотят наделить правом приостанавливать действие нормативных актов.

Чиновников, не исполняющих требования уполномоченных по защите прав предпринимателей, смогут привлекать к уголовной ответственности. Такие поправки планируется внести в законопроект о бизнес-омбудсменах, принятый в первом чтении. Как пишет газета «Известия», об этом сообщил председатель совета основателей «Деловой России» и уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Второе чтение намечено на февраль. К этому моменту документ дополнят положениями, которые расширят полномочия омбудсменов. Издание, в частности, сообщает:

Законопроект в том виде, в котором он будет вынесен на второе чтение в Госдуме, предусматривает, что уполномоченные по делам предпринимателей смогут выписывать чиновникам предписания на приостановление действия тех или иных ненормативных актов — постановлений мэра или местной администрации, решения налоговиков, санитарных служб, пожарного надзора в отношении конкретных субъектов. Это, по словам Бориса Титова, «компромиссное решение»: представители деловых кругов выступали за то, чтобы уполномоченный по делам предпринимателей мог самостоятельно отменять эти акты. Минэкономразвития, занимавшееся разработкой первоначальной версии законопроекта, в свою очередь, было категорически против наделения омбудсмена такими чрезвычайными полномочиями.

Борис Титов согласился с позицией ведомства. Он заявил:

Прямое приостановление могло вызвать кучу юридических последствий, с которыми институт уполномоченных мог бы и не справиться. Если мы предписываем, то тогда тот орган, который вынес решение, самостоятельно его отменяет.

Бизнес-омбудсмен рассказал, какие меры смогут принимать уполномоченные в отношении чиновников, игнорирующих их требования:

Те чиновники, которые не выполняют требования, могут быть дисквалифицированы по закону, могут быть временно отстранены от должности, по тем поправкам, которые подготовлены ко второму чтению, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 169 Уголовного кодекса. В принципе чиновник, который скажет: «Плевал я на обмундсмена», — если закон будет действовать, подвергается таким рискам.

К сожалению, ст. 169 УК сейчас используется крайне мало. В прошлом году всего несколько случаев, когда в суде были заслушаны дела по ней. Но у уполномоченных, институт которых вводится, будет больше прав. Когда представитель малого бизнеса судится с чиновником, это одна ситуация, когда государственный орган, которым является уполномоченный по делам предпринимателей, подает в суд против чиновника, это совершенно другой статус.

В то же время юристы негативно отнеслись к такой инициативе. Партнер адвокатской коллегии «Юков и партнеры» Андрей Юков заявил:

Для оспаривания правовых актов есть эффективный инструмент — обращение в суд с иском к структуре, издавшей документ. Судья рассматривает доводы обеих сторон и выносит решение, нужно отменять те или иные постановления или нет. То, что уполномоченному фактически дадут неограниченное право по приостановлению документов и дубинку в виде страха уголовного преследования, приведет к дестабилизации обстановки, особенно если омбудсмен не будет до конца порядочным…

Приравнивать к суду и прокуратуре еще одного чиновника — это абсурд.

Кроме того, Генпрокуратура выступает против наделения уполномоченных правом участвовать в проверках субъектов предпринимательской деятельности, проводимых в рамках государственного и муниципального контроля.

Исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка считает, что предложенные полномочия избыточны. Он подчеркнул:

Достаточно будет дать омбудсменам право вносить ненормативные акты на рассмотрение компетентных органов с обязанием рассмотреть их и вынести решение в очень сжатые сроки, например три дня. Сам решать уполномоченный такие вопросы не должен.

Если же законопроект будет принят в нынешнем виде, это приведет лишь к тому, что финансовые группы в регионах обретут в виде омбудсмена дополнительный инструмент по лоббированию своих бизнес-интересов.

Как мы писали ранее, законопроект "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ" депутаты Государственной думы приняли в первом чтении в декабре 2012 года. Документ определяет задачи бизнес-омбудсменов, их компетенцию и полномочия. В частности, представители нового правозащитного института смогут рассматривать жалобы деловых людей, участвовать в рассмотрении дел арбитражными судами и в уголовном судопроизводстве. Им также дается право в определенных случаях без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с законопроектом Уполномоченный при главе государства назначается Президентом РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать должность более чем два срока подряд. Бизнес-омбудсмену должно быть не меньше 30 лет, ему необходимо высшее профессиональное образование.

Напомним, институт уполномоченного по защите прав предпринимателей решено было создать до 1 декабря 2012 года. Об этом говорилось в указе Владимира Путина "О долгосрочной государственной экономической политике". Генеральная прокуратура РФ создала специальное подразделение по надзору за соблюдением прав предпринимателей. Оно уполномочено заниматься защитой прав бизнесменов. Аналогичные подразделения появились и в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Особая роль в работе новой структуры отводится сотрудничеству с бизнес-омбудсменом.

Первым Уполномоченным при Президенте по защите прав предпринимателей стал глава Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов.

Отметим, что отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и ИП в ходе контрольно-надзорных мероприятий регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В нём прописаны, в частности, основные принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора), полномочия органов власти, осуществляющих контроль, ответственность органа контроля при проведении проверки, а также права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки.

Добавим, основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства устанавливает Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Он обещает субъектам малого и среднего бизнеса финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку. Также власти должны оказывать им помощь в области подготовки и переподготовки кадров.

Биржевой Николай