Споры налогоплательщиков с налоговыми органами власти постараются не доводить до суда. В Госдуму внесен проект соответствующих поправок в налоговое законодательство. Он затрагивает часть первую Налогового кодекса и закон от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ. В частности, преобразования коснутся статей 101, 101.2, 138 и 139. Появятся в кодексе и совершенно новые статьи.
Прежде чем идти в суд, действия налогового органа нужно будет обжаловать в досудебном порядке. Разработчики проекта уверяют, что это менее затратный способ защиты прав налогоплательщиков. Кроме того, на подачу жалобы отведут больше времени, а рассматривать обращения нужно будет быстрее. Механизм вступления в силу решений налоговых органов и процедура оспаривания подобных решений тоже изменятся.
В пояснительной записке отмечаются основные идеи законопроекта:
1. Вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц... Преимущества предлагаемой процедуры очевидны: быстрый способ рассмотрения соответствующего спора — 15 дней (в судах рассмотрение спора может продлиться от трех месяцев до года); менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей); решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки; порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.
Только в судебном порядке обжалуются акты ненормативного характера... а также действия или бездействие... должностных лиц (без прохождения стадии досудебного урегулирования спора).
После обжалования ненормативного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц в вышестоящем налоговом органе налогоплательщику предоставляется право самостоятельно определять, обжаловать ли решение, принятое по результатам рассмотрения поданной жалобы, в вышестоящий налоговый орган (в порядке подчинения) или в суд.
2. Увеличивается до одного месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Еще весной мы писали, что досудебная процедура урегулирования может стать обязательной для всех налоговых споров. Впоследствии проект закона опубликовало на своем сайте Министерство финансов. Мы сообщали, что одно из региональных управлений ФНС обратило внимание на некоторые новшества:
...ст. 138 НК РФ предлагается дополнить определениями терминов "жалоба" и "апелляционная жалоба". Последней в соответствии с текстом документа признается письменное обращение лица в налоговый орган с целью обжаловать не вступившее в законную силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, если оно, по мнению указанного лица, нарушает его права. В отличие от апелляционной, жалоба будет подаваться при несогласии со вступившими в законную силу актами налоговых органов ненормативного характера, а также действиями или бездействием их должностных лиц...
...если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу полностью с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе...
Время для подготовки жалобы предлагается увеличить с 10 до 30 дней, срок давности — с трех месяцев до одного года. Инспекция будет вправе рассматривать претензии до 30 дней, причем этот срок можно будет продлить до 60 дней, а остальные жалобы — 15 дней (продлить срок можно будет до 30 дней).
Чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок. В данном случае в правовом акте он прописан.
Закон вступит в силу через месяц со дня опубликования. При этом особо оговариваются дополнительные условия:
2. Положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникающим при обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера либо действий или бездействия их должностных лиц, принятых либо
совершенных со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. В случае, если предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сроки подачи, рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, вступления в силу решений налоговых органов не истекли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положения абзацев первого и второго пункта 2 и пункта 3 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2014 года применяются только в отношении порядка обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных налоговыми органами по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.
Напомним, каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обжалования изложен в Главе 19 Налогового кодекса РФ. Так, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ.
Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов". Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе "Календарь бухгалтера".