Незаконная реклама БАДов дорого обойдётся рекламодателю. Распространителю подобных сообщений тоже придётся раскошелиться. Правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. Инициатива принадлежит Федеральной антимонопольной службе. Еще в июне прошлого года она предложила внести изменения в КоАП РФ и статью 25 закона «О рекламе». Поправки касаются рекламы биологически активных добавок. Авторы документа считают необходимым ужесточить требования к рекламе биодобавок, а также особо оговорить административную ответственность для нарушающих закон в этой области.
Согласно проекту, реклама биодобавок должна будет сопровождаться предупреждением о том, что товар не является лекарством. Причем продолжительность предупреждений в радиопрограммах составит не менее трех секунд. В рекламе, распространяемой по телевидению и в кинозалах, этой информации будет отведено не менее пяти секунд. Она также должна занимать как минимум 7% площади кадра. При других способах распространения рекламы на предупреждение отводится не менее 10% рекламной площади (пространства).
В КоАП будет предусмотрена ответственность не только рекламодателей, но и распространителей рекламы за невыполнение этих требований. Штраф за нарушение закона для граждан составит 2-2,5 тысячи рублей, для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей. Самое суровое наказание понесут юридические лица. Несоблюдение требований законодательства обойдется им в сумму от 200 до 500 тысяч рублей.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в эфире теле- и радиоканалов активно распространяется реклама, нарушающая закон. В частности, речь идет о лечебных свойствах биологически активных и пищевых добавок. Причем сейчас ответственность за нарушение требований закона о рекламе возложена только на рекламодателя. Специалисты утверждают, что во многих случаях выявить компанию, заказавшую рекламу, невозможно. Часто в договорах и платежных документах указываются реквизиты фирм-однодневок. К моменту выявления нарушения они уже прекращают свое существование. Разработчики считают, что предложенные поправки помогут решению этой проблемы.
Напомним, основой российского законодательства о рекламе служит федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Правовой акт содержит ряд ограничений, касающихся рекламы БАД:
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
4) побуждать к отказу от здорового питания...
Мы также сообщали, что реальные и мнимые эксперты в разных вопросах вскоре должны исчезнуть из рекламы. Это предусматривает другой законопроект, внесенный в Госдуму. Его авторы предлагают ввести новое ограничение для рекламных материалов и спасти граждан от "медикализации". Цели проекта — снизить возможность недобросовестного воздействия рекламы на граждан. Агрессивные рекламные приемы буквально заставляют россиян проходить обследования, без которых можно обойтись, и использовать лишние медикаменты.
Чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. В случае принятия закон вступит в силу через 90 дней после опубликования.