Рейтинг@Mail.ru
30717
Оставить комментарий Распечатать

Счет 62 бухгалтерского учета «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Размер шрифта:

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведут на счете 62. Именно этот счет используют для проводок, которыми отражают расчеты с контрагентами. По счету 62 проводят авансы и оплату покупателей за товары, работы, услуги.  

Расчеты с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете

Важной частью бухгалтерского учета являются расчеты с покупателями и заказчиками. Проводки в этой сфере зависят от многих факторов: условий договоров, сроков расчетов и даже вида деятельности.

Каждая организация в процессе своей деятельности взаимодействует с другими компаниями и индивидуальными предпринимателями. Всех их вместе называют контрагентами. У одних продукцию или услуги компания приобретает, и это поставщики, а другим, напротив, реализует свою продукцию или услуги. Это заказчики или покупатели. Все условия работы обычно прописывают в договорах, а затем и в первичных документах по каждой сделке.

Задача бухгалтера — систематизировать информацию о расчетах, сделать бухгалтерские проводки, учесть все операции и вывести их финансовый результат. По сути, бухгалтерский учет расчетов с контрагентами показывает эффективность деятельности организации в целом. Экономический смысл работы заключается в получении прибыли. А финансовое положение и стабильность компании напрямую зависят от ее дебиторских и кредиторских обязательств. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является одной из важнейших управленческих задач.

Рассмотрим внимательнее, как правильно организовать учет в этой области, какие счета задействовать и какие проводки сделать. Все это должно соответствовать требованиям Федерального закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ от 06.12.2011 и целого ряда ФСБУ, в частности, ФСБУ 5/2019.

Основные правила расчетов с покупателями и заказчиками на счете 62

Чтобы все расчеты с клиентами фирмы были в порядке, используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (Приказ Минфина № 94н от 31.10.2000). Важно помнить, что бухгалтерские проводки будут отличаться в зависимости от вида деятельности и ее направления:

  • выполнение работ;
  • реализация услуг;
  • оптовая реализация товаров;
  • розничная реализация товаров.
Подробнее: для чего используется счет 62 в бухгалтерском учете

В случае опта учет ведут в общем порядке, а в рознице необходимо применение контрольно-кассовой техники и подключение других счетов. Сам счет 62 является активно-пассивным, сальдо по нему одновременно возникает по дебету и кредиту. Аналитику необходимо вести в разрезе каждого контрагента. Обычно для этого заводят отдельные карточки или ведомости, в которых отражаются все договоры и сделки.

По каждому покупателю необходимо классифицировать форму оплаты, поставки, сроки платежей, просроченные обязательства. Сальдо необходимо выводить отдельно по каждому поставщику или заказчику. Дебиторская задолженность — это актив, а кредиторская — пассив.

Например, в бухгалтерском балансе сумма дебиторской задолженности по счету 62 отражается в разд. II «Оборотные активы» по строке 1230 «Дебиторская задолженность».
Подробнее: как отразить сведения о дебиторской задолженности в бухгалтерском учете

Расчеты с покупателями: проводки и субсчета

Все проводки по дебету счета 62 осуществляются в корреспонденции со счетами 90, 91 на суммы выручки. Такие проводки показывают факт перехода права собственности к контрагенту и фактически формируют дебиторские оборот и задолженность. Кредит счета 62 означает оплату или иное списание обязательств покупателя или заказчика. В проводках он корреспондируется со счетами 50, 51, 52, 55, 60. Обратите внимание, что сумма НДС на этом бухгалтерском счете не выделяется и все поставки и обязательства, а после и оплата, отражаются вместе с ним, если компания является плательщиком этого налога.

Для счета 62 бухгалтер, на основании утвержденной учетной политики, сможет использовать такие субсчета:

  • 62.1 — для расчетов в обобщенном порядке;
  • 62.2 — для расчетов по авансам;
  • 62.3 — для учета векселей контрагентов;
  • 62.21-62.22, 62.31-62.32 — валютные операции (число субсчетов зависит от числа иностранных валют, в которых фирма ведет расчеты);
  • 62.Р (или 62.5) — розница;
  • 62.О (или 62.6) — опт.

Если этих субсчетов для бухгалтерских проводок не хватает, организация сможет использовать другие, в зависимости от специфики своей деятельности.

В таблице — основные проводки по сч. 62.

Проводка Наименование операции
Дт 62.1 Кт 90.1 Отгрузили товары покупателю
Дт 62.Р Кт 90-1 Признали выручку от реализации работ, услуг
Дт 90-3 Кт 68 Учли НДС, предъявленный покупателю
Дт 51 Кт 62.Р Контрагент погасил задолженность
Дт 51 Кт 62.2 Поступил аванс за товары на расчетный счет
Дт 52 Кт 62.22 Поступила на валютный счет оплата за экспортную отгрузку
Дт 62 Кт 91.1 Реализовали собственное имущество
Дт 62.2 Кт 62.1 Зачли предоплату, полученную ранее от контрагента
Дт 60 Кт 62 Зачли встречные требования по договору
Дт 62.2 Кт 51 Вернули аванс контрагенту
Дт 63 Кт 62 Погасили долг контрагента в счет созданного резерва по сомнительным долгам

А вот проводки, как на счете 62 ведут учет процентов по коммерческому кредиту у поставщика:

  • Дт 62.1 Кт 91.1 — проценты за предоставление отсрочки покупателю;
  • Дт 91.2 Кт 62.2 — проценты за аванс, полученный от покупателя.

Первичные и учетные документы

Оформлять все операции с покупателями и заказчиками в бухгалтерском учете необходимо исключительно на основе первичных документов. В частности, факт заключенной сделки надо подтверждать договором. При необходимости прикладывают деловую переписку, в которой идет речь об условиях поставки и оплаты, и гарантийные письма.

Проводки по отгрузке в бухгалтерском учете подтверждают актами выполненных работ и услуг, накладными, счетами-фактурами. Проводки по оплате подтверждаются любыми расчетными документами: выписками из банков, платежными требованиями, кассовыми ордерами или чеками. Кроме того, активно применяются акты сверки, акты взаимозачета, векселя.

Важно помнить, что для аналитики в бухгалтерском учете необходимо разделять операции:

  • срок исполнения которых еще не наступил;
  • текущие;
  • срок исполнения которых просрочен;
  • полученные предоплаты;
  • вексельные операции.

Покажем пример проводок и бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в карточке по счету 62:

  • 2023-08-11 12:31:12
    На счете 62 отражают расчеты с покупателями и заказчиками за поставленные товары, выполненные работы или услуги. К нему надо открыть минимум два субсчета. На одном будут фиксировать задолженность покупателей, на другом — полученные авансы.
  • 2023-09-16 07:20:15
    Неплохо разобрали вопросы бухучета расчетов с покупателями и заказчиками, но хотелось бы увидеть больше конкретных примеров проводок с пояснениями. Ну и начинающим может помочь.
  • 2023-09-16 08:40:15
    Какие изменения в учет расчетов с покупателями и заказчиками могут произойти в связи с введением новых нормативных актов? Стоит ожидать каких-то кардинальных изменений в ближайшем будущем?
  • 2023-09-16 09:50:15
    Хочется увидеть больше практических рекомендаций по ведению учета в различных ситуациях, возникающих в процессе работы с контрагентами.
  • 2023-09-16 11:00:15
    Какие конкретно документы являются первичными и какие требования к ним предъявляются?
  • 2023-09-16 12:20:15
    А почему нет детального рассмотрения вопросов, с валютными операциями и возможные риски при работе с иностранными контрагентами.
  • 2023-09-16 13:50:15
    Дайте детальное рассмотрение вопросов, связанных с аналитикой в бухгалтерском учете, в частности, как правильно разделять операции по различным критериям, чтобы обеспечить эффективный учет.
  • 2023-09-16 15:10:15
    Как вести учет вексельных операций, какие есть риски при работе с ними.
  • 2023-09-16 16:30:15
    Как учитывать просроченные обязательства, в том числе и последствия для компании при наличии большого объема просроченной дебиторки.
  • 2023-09-16 17:50:15
    Не увидел рассмотрения вопросов, связанных с учетом валютных операций, и особенно возможных рисков при работе с иностранными контрагентами.
  • 2023-09-17 06:20:15
    Написано неплохо, но нет детальных анализа вопросов в бухучете. Как разделить операции по различным критериям, чтобы обеспечить эффективный учет. Какие могут быть последствия для компании при неправильном ведении учета, и как минимизировать минимизации риски.
Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте