120
Оставить комментарий Распечатать

Нужна ли онлайн-касса самозанятому

Размер шрифта:

Режим самозанятости направлен на максимально простое ведение предпринимательской деятельности теми, кто зарегистрировался в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД). Это касается и расчетов самозанятого с клиентами. Разберемся, нужна ли онлайн-касса самозанятому.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Самозанятым не обязательно иметь кассу для работы.
  2. Онлайн-касса нужна, если доход превысил 2,4 млн рублей, наняты сотрудники или деятельность не подходит под НПД.
  3. Вместо кассы самозанятые выдают чеки через приложение «Мой налог».
  4. Чеки необходимо выдавать всем клиентам: физическим лицам, ИП или компаниям.
  5. После платежа самозанятый должен сразу же предоставить клиенту чек на бумаге или в электронном виде.

Обязан ли самозанятый иметь кассу

Нет, не обязан. Как следует из положений п. 2.2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003, плательщики налога на профессиональный доход при ведении деятельности не применяют контрольно-кассовую технику.

Но в ряде случаев самозанятому придется использовать онлайн-кассу. Эта необходимость возникнет в следующих ситуациях:

  • общегодовой доход от самозанятости превысит 2,4 млн руб.;
  • прием на работу сотрудников по трудовому договору;
  • занятие видами деятельности, при которых не применяется НПД.

При возникновении таких случаев самозанятый снимается с учета как плательщик НПД самостоятельно либо автоматически налоговой инспекцией. Потребуется регистрация в качестве ИП либо учреждение ООО с приобретением ККТ.

Советуем прочитать: все о самозанятости

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие покупки у физлиц требуют применения ККТ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Нужна ли касса самозанятому ИП

Некоторые индивидуальные предприниматели регистрируются в качестве плательщиков НПД, сохраняя статус ИП. Для них не установлено каких-либо ограничений, поэтому они, как и при самозанятости без статуса ИП, не обязаны применять при осуществлении предпринимательской деятельности онлайн-кассу.

Но некоторые ИП, регистрирующие самозанятость, имеют ККТ, которые применяли ранее.

Ко мне обратился клиент, который ранее вел предпринимательскую деятельность в качестве ИП и решил перейти на НПД. Он хотел проконсультироваться, что ему делать с имеющейся ККТ и нужно ли снимать ее с учета в ФНС. Т. к. ИП не исключал, что в будущем будет вести деятельность, не подпадающую под НПД, я разъяснила ему, что снимать ККТ с учета в ФНС не требуется. Это необходимо сделать в случае, если ИП захочет ее продать.

Что использует самозанятый вместо кассы

В силу положений п. 1 ст. 14 Федерального закона № 422-ФЗ от 27.11.2018, самозанятые обязаны выдавать клиентам чеки. Чеки формируются через приложение «Мой налог».

Может пригодиться: как оформить самозанятость через «Мой налог»
ВАЖНО!
Самозанятый выдает чек независимо от того, кто является его клиентом — физическое лицо, ИП или организация.

При формировании чека необходимо указать следующие данные:

  • основания выдачи (например, услуги самозанятого);
  • категорию плательщика (физическое лицо или организация);
  • данные плательщика (например, ИНН и наименование юрлица);
  • дату платежа;
  • сумму поступления.

После формирования чеку присваивается индивидуальный номер и QR-код. Информация о поступившем платеже поступает в ФНС, которая учитывает сумму в доход плательщика НПД.

Чек выдается сразу после оплаты товаров, работ или услуг наличными деньгами или электронными платежными средствами. К электронным платежным средствам относятся:

  • оплата банковской картой или через интернет-банк (например, Сбербанк Онлайн);
  • электронными кошельками (например, ЮМани);
  • с помощью платежных приложений (например, СамсунгПэй).

Сроки выдачи чека зависят от способов оплаты:

  • в момент расчета — при оплате наличными или электронными платежными средствами;
  • на позднее 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором перечислены денежные средства, — при других формах безналичных расчетов.

После формирования чека самозанятый передает его клиенту одним из следующих способов:

  • распечатывает и передает на бумажном носителе;
  • отправляет в электронном виде;
  • предоставляет возможность считать QR-код.
Подробнее: как выглядит чек от самозанятого

Часто задаваемые вопросы

  • 2024-03-26 06:57:26
    При нарушении самозанятым обязанности сформировать чек в приложении «Мой налог» и передать его клиенту он может быть привлечен налоговой службой к ответственности, в соответствии со ст. 129.13 НК РФ. На него налагаются штрафные санкции в размере 20% от суммы расчетов, но не меньше 200 руб. За повторное нарушение штраф равняется полной сумме расчета.
Оставить комментарий Распечатать
Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.