Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликовала на своём сайте памятку для туристов, выезжающих за рубеж. Поводом послужили многочисленные недавние ЧП: катастрофа автобуса и нападения акул на туристов в Египте, народные волнения в Таиланде, эпидемии, природные катаклизмы и т.д. Роспотребнадзор подробно рассказал о том, что нужно знать в потребителю, который отправляется отдыхать за границу. Специалисты указали, на что обратить внимание при покупке путёвки. Рассказывается также о том, что делать в случае банкротства туроператора или отзыва лицензии у авиаперевозчика. Подробно разбирается ряд случаев, связанных с возвратом средств покупателю тура при различных нештатных ситуациях.
При расторжении договора из-за ситуации, угрожающей жизни и здоровью, туристу должна быть возвращена вся сумма. В материале Роспотребнадзора, в частности, отмечается:
...Расторжение договора о реализации туристского продукта должно происходить на основании ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»... с полным возвратом суммы, уплаченной по договору.
...туристы имеют право на обеспечение личной безопасности и беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» гарантирует право потребителя на то, чтобы услуги, в том числе туристские, были безопасны для жизни и здоровья потребителя.
...согласно ст.14 Закона об основах туристской деятельности при заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу достоверную информацию, в частности:
- об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
- об иных особенностях путешествия.
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие необеспечения безопасности, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
Исполнитель услуги освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил.
При этом необходимо учитывать, что норма ст.7 Закона об основах туристской деятельности требует от туристов соблюдения во время путешествия правил личной безопасности.
...при заключении договора о реализации туристского продукта туристам следует внимательнейшим образом изучить текст предлагаемого договора, требовать пояснений всех непонятных им пунктов, проследить чтобы в договоре были отражены все вопросы, имеющие непосредственное отношение к безопасности турпродукта. При этом безусловной обязанностью туроператора (турагента) является указание в договоре всех его существенных условий, к которым относятся:
- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
- сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- общая цена туристского продукта в рублях;
- информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта;
- сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта;
- сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.
Иные условия договора о реализации туристского продукта, в том числе срок оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность), определяются по соглашению сторон.
Не допускается включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
...перед поездкой в другую страну туристам следует выбрать подходящую им страховую программу и заключить соответствующий договор страхования. Причем необходимо до заключения договора страхования ознакомиться с программой страхования и перечнем «страховых» и «не страховых» случаев...
Особое внимание заслуживает экстремальная ситуация, произошедшая в конце 2010 года в аэропортах г. Москвы (ледяной дождь), в результате чего во всех аэропортах были нарушены графики вылетов авиарейсов и сотни тысяч пассажиров оказались заложниками сложившейся ситуации.
В указанной ситуации туроператоры... отказались возмещать сопряженные с указанными обстоятельствами убытки туристам, переложив всю ответственность на авиакомпании.
При этом в соответствии со ст. 9 Закона об основах туристской деятельности туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц.. и несет... ответственность... за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору...независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги...
...при обозначенных выше обстоятельствах все имущественные требования потребителя, связанные с невыполнением условий договора (в т.ч. воздушной перевозки) могут быть предъявлены именно туроператору.
...если путешествие совершается самостоятельно... то в случае расторжения договора воздушной перевозки будут применяться нормы взаимосвязанных положений ст. 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору) и ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которой пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
... «невозможность выполнить договорные обязательства со стороны туроператора» является основанием для предъявления страховщику или гаранту (в течение срока действия финансового обеспечения) требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.
Добавим, что туроператорская деятельность в РФ допускается исключительно при наличии финансового обеспечения ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Сведения о туроператорах, имеющих такое финансовое обеспечение, вносятся в специальный реестр. Его можно найти на сайте Ростуризма в Интернете. Закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" сужает пределы финансовой ответственности туроператора по отношению к правилам, установленным статьей 15 Гражданского кодекса. Однако это не исключает права гражданина требовать от туроператора в общем порядке возмещения всех убытков и компенсации морального вреда.