Зная о правилах проведения государственных проверок, проверяемая компания может контролировать своих контролеров. Иногда внимательность помогает избежать штрафов и других санкций, поскольку не всегда предписания государственного инспектора являются законными и подлежат исполнению. В некоторых случаях, предписания инспекторов, вынесенные после государственной проверки компании, признаются в суде незаконными.
Показательный пример: в одной из петербургских компаний в соответствии с предписанием инспектора труда сотрудница была восстановлена на работе. Однако время вынужденного прогула оплачено этой сотруднице не было, из-за чего она повторно обратилась в инспекцию труда, инспектор вынес предписание произвести оплату вынужденного прогула.
Тогда предприятие-работодатель обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания главного государственного инспектора труда.
Эти требования были удовлетворены судом, так как вопрос о выплате заработной платы за время вынужденного прогула является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению непосредственно в судах.
Таким образом, инспекция труда вышла за рамки своих полномочий, что вовремя было замечено проверяемой компанией, и, несмотря на то, что компания-работодатель, действительно нарушила закон, не оплатив вынужденный прогул, от этих обязательства компания избавилась благодаря формальной ошибке, допущенной инспекцией труда.
В судебной практике немало подобных ситуаций, касающихся не только трудового, но и налогового, таможенного, административного, гражданского права и т.д.
Ограничения
Следует иметь в виду, что действующее законодательство серьезно ограничивает полномочия государственных инспекторов труда при проведении проверок.
В настоящий момент проведение инспекционных проверок регулируются тремя документами:
- Конвенцией N 81 Международной организации труда " Об инспекции труда в промышленности и торговле ", принятой в Женеве 11.07.1947,
- Трудовым кодексом Российской Федерации Трудовой кодекс,
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " (далее - Закон N 294-ФЗ).
При этом данные нормативные акты нередко противоречат друг другу.
Например, в соответствии с Законом N 294-ФЗ инспектор труда не вправе проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. В то же время ТК РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).
В Законе N 294-ФЗ установлены ограничения по количеству проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии же со ст. 16 Конвенции МОТ N 81, предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.
Несмотря на вышесказанное, ряд важных положений Закона N 294-ФЗ применяются при проведении проверок федеральной инспекцией труда.
Правила проверок
В силу п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).
Инспекционная проверка проводится только в рамках предмета проверки, обозначенного в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Например, если предметом проверки являются вопросы, связанные с увольнением работников, инспектор не вправе проверять соблюдение работодателем требований охраны труда. При проведении проверки государственный инспектор труда не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.
Необходимо знать, что государственный инспектор труда не имеет права изымать оригиналы документов, даже если они являются объектом проверки.
В соответствии со ст. 16 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье перечислены требования к форме и содержанию акта.
В соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.
К таким нарушениям относится:
- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;
- требование документов, не относящихся к предмету проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверок;
- непредставления работодателю акта проверки.
Обжалование
В случае проведения государственным инспектором проверки с грубым нарушением закона, права работодателя могут быть защищены с помощью обжалования выданных на основании результатов проведенной проверки предписаний об устранении выявленных нарушений и постановлений о привлечении к административной ответственности, если данное постановление было вынесено государственным инспектором труда.
Предписания об устранении выявленных нарушений работодатель имеет право обжаловать руководителю соответствующей территориальной инспекции, главному государственному инспектору труда Российской Федерации, в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ).
Рассмотрение дела о признании недействительным предписания государственного инспектора по труду подведомственно судам общей юрисдикции и рассматривается по иным правилам, предусмотренным Гражданским Процессуальным Кодексом.
Следует помнить, что в суд можно обратиться в 3-месячный срок со дня, когда стало известно о нарушении права. При обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Евгения Станиславская – юрист коммерческой практики компании Rigtmark group
Об инспекции труда в промышленности и торговле
Гражданский процессуальный кодекс
Статья 360 ТК РФ. Утратила силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 28.06.2021 N 220-ФЗ.
О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля