130
Оставить комментарий Распечатать

Проверка инспекции по труду

Размер шрифта:
Защита прав организации в досудебном и судебном порядке

Зная о правилах проведения государственных проверок, проверяемая компания может контролировать своих контролеров. Иногда внимательность помогает избежать штрафов и других санкций, поскольку не всегда предписания государственного инспектора являются законными и подлежат исполнению. В некоторых случаях, предписания инспекторов, вынесенные после государственной проверки компании, признаются в суде незаконными.

Показательный пример: в одной из петербургских компаний в соответствии с предписанием инспектора труда сотрудница была восстановлена на работе. Однако время вынужденного прогула оплачено этой сотруднице не было, из-за чего она повторно обратилась в инспекцию труда, инспектор вынес предписание произвести оплату вынужденного прогула.

Тогда предприятие-работодатель обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и не подлежащим исполнению предписания главного государственного инспектора труда.

Эти требования были удовлетворены судом, так как вопрос о выплате заработной платы за время вынужденного прогула является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению непосредственно в судах.

Таким образом, инспекция труда вышла за рамки своих полномочий, что вовремя было замечено проверяемой компанией, и, несмотря на то, что компания-работодатель, действительно нарушила закон, не оплатив вынужденный прогул, от этих обязательства компания избавилась благодаря формальной ошибке, допущенной инспекцией труда.

В судебной практике немало подобных ситуаций, касающихся не только трудового, но и налогового, таможенного, административного, гражданского права и т.д.

Ограничения

Следует иметь в виду, что действующее законодательство серьезно ограничивает полномочия государственных инспекторов труда при проведении проверок.

В настоящий момент проведение инспекционных проверок регулируются тремя документами:

  1. Конвенцией N 81 Международной организации труда " Об инспекции труда в промышленности и торговле ", принятой в Женеве 11.07.1947,

  2. Трудовым кодексом Российской Федерации Трудовой кодекс,

  3. Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля " (далее - Закон N 294-ФЗ).

При этом данные нормативные акты нередко противоречат друг другу.

Например, в соответствии с Законом N 294-ФЗ инспектор труда не вправе проводить проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. В то же время ТК РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ).

В Законе N 294-ФЗ установлены ограничения по количеству проверок в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя. В соответствии же со ст. 16 Конвенции МОТ N 81, предприятия инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения соответствующих законодательных положений.

Несмотря на вышесказанное, ряд важных положений Закона N 294-ФЗ применяются при проведении проверок федеральной инспекцией труда.

Правила проверок

В силу п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем инспекции труда, но не более чем на двадцать рабочих дней (п. 3 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Инспекционная проверка проводится только в рамках предмета проверки, обозначенного в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Например, если предметом проверки являются вопросы, связанные с увольнением работников, инспектор не вправе проверять соблюдение работодателем требований охраны труда. При проведении проверки государственный инспектор труда не вправе требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки.

Необходимо знать, что государственный инспектор труда не имеет права изымать оригиналы документов, даже если они являются объектом проверки.

В соответствии со ст. 16 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки должны быть отражены в акте проверки, один экземпляр которого в обязательном порядке вручается представителю работодателя. В этой же статье перечислены требования к форме и содержанию акта.

В соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной государственным инспектором труда, с грубым нарушением установленных Законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения работодателем трудового законодательства.

К таким нарушениям относится:

  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя инспекции труда;

  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;

  • превышение установленных сроков проведения проверок;

  • непредставления работодателю акта проверки.

Обжалование

В случае проведения государственным инспектором проверки с грубым нарушением закона, права работодателя могут быть защищены с помощью обжалования выданных на основании результатов проведенной проверки предписаний об устранении выявленных нарушений и постановлений о привлечении к административной ответственности, если данное постановление было вынесено государственным инспектором труда.

Предписания об устранении выявленных нарушений работодатель имеет право обжаловать руководителю соответствующей территориальной инспекции, главному государственному инспектору труда Российской Федерации, в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ).

Рассмотрение дела о признании недействительным предписания государственного инспектора по труду подведомственно судам общей юрисдикции и рассматривается по иным правилам, предусмотренным Гражданским Процессуальным Кодексом.

Следует помнить, что в суд можно обратиться в 3-месячный срок со дня, когда стало известно о нарушении права. При обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Евгения Станиславская – юрист коммерческой практики компании Rigtmark group

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай