170
Оставить комментарий Распечатать

Будьте осторожны: 6 основных причин для блокировки банковской карты

Размер шрифта:

О том, что кому-то заблокировали банковскую карту или счет слышно на каждом шагу. Банки делают это по методичкам Центробанка и Росфинмониторинга, по распоряжениям ФССП и ФНС, а с 26 сентября 2019 года начнут блокировать карты и по собственной инициативе. Кажется, пришло время узнать: что же может стать причиной для приостановления операций по карте, и как можно избежать такой участи.

Что случилось?

В России продолжается масштабная кампания по блокировке операций по банковских счетам граждан. Ее в рамках требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по поручению и методичкам Банка России и Росфинмониторинга проводят все банки на территории России. Это связано с тем, все операции с использованием платежных карт находятся под контролем, чтобы противодействовать различным преступлениям и легализации средств, полученных преступным путем. Особенно интересуют банкиров операции по снятию и зачислению наличных, покупке и продаже валюты и другие транзакции, сумма которых превышает 600 тысяч рублей.

Граждан, которые попали под подозрение по методичкам Центробанка, вносят в черный список и полностью отказывают им в обслуживании. Реабилитироваться и быть исключенным из этого перечня неблагонадежных совсем не просто. А с 26 сентября банки начнут блокировать операции своих клиентов уже по собственной инициативе, без ссылки на закон № 115-ФЗ. У них появится право блокировать карты и операции по ним без согласия их владельцев, если транзакции покажутся им сомнительными. Такая блокировка продлится всего 2 суток, но все равно сможет доставить неприятности владельцу карты, ведь он не сможет воспользоваться своими деньгами, хотя первоначально новые меры были введены для предотвращения потерь средств со счетов банков и их клиентов в результате несанкционированных операций.

По данным финансового регулятора только за прошлый год объем всех несанкционированных операций, совершенных с использованием банковских карт, эмитированных на территории России, составил 961,3 миллиона рублей. Но, владельцам карт и денег на них от этого не легче. В своем большинстве они хотят избежать таких ситуаций. Поэтому должны знать, какие действия могут привести к тому, что счет внезапно окажется недоступен для использования. Вот эти 6 основных причин:

1. Долги

Это самая банальная причина, по которой средства на карте могут оказаться заблокированными, а то и вовсе списанными:

  • задолженность по налогам перед ФНС России;
  • задолженность к взысканию на основании решения суда.

Налоговики и судебные приставы имеют право наложить арест на счет. Тогда его владелец не сможет им пользоваться, пока не погасит долг. Это причина блокировки не имеет никакого отношения к антиотмывочному закону № 115-ФЗ, но является очень распространенной. Поэтому владельцы карт должны знать, как действовать в таких ситуациях.

2. Неправильный ПИН-код

Еще одна причина блокировки банковской карты, которая не имеет отношения к Центробанку и Росфинмониторингу, но о ней нельзя забывать, потому что с этим рано или поздно сталкивается почти любой владелец карты. У каждой карты есть так называемый ПИН-код — комбинация из четырех цифр, которая служит своеобразным паролем для права снимать наличные и совершать операции с помощью банкомата, а также делать покупки в магазинах и других местах. Этот код является уникальным и по правилам его должен знать только владелец карты. Более того, его нельзя записывать, тем более на саму карту.

С такими ограничениями эти цифры можно элементарно забыть. Но право на ошибку у владельца карты все же есть, и даже не на одну, а на целых 3. Именно через такое число неправильных попыток ввода ПИН-кода банкомат заберет карту, или он будет заблокирована. Вернуть платежное средство получится только через банк, который выпустил карту. Для этого нужно будет написать заявление или просто позвонить в центр телефонной поддержки банка. После подтверждения личности владельца карту перевыпустят.

3. Совершение подозрительных операций

Согласно требованиям Центробанка РФ и Росфинмониторинга Банки должны отслеживать операции клиентов и за сделки, которые носят запутанный или необычный характер, а также не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, блокировать их счета. Признаки таких сделок определяет Банк России в своих методических указаниях. Например, к ним относится прием многочисленных переводов от частных лиц, получение на карту крупных сумм денег и одномоментное перечисление их другим контрагентам, снятие только что поступивших денег, и другие операции.

В таких случаях кредитная организация ограничивает доступ подозрительного клиента к карте и интернет-банку и направляет запрос о предоставлении пояснений и подтверждающих документов по всем подозрительным операциям. Если пояснения покажутся банку убедительными, то карта будет разблокирована, а обслуживание самого клиента возобновлено. Если нет, то доказывать свою добропорядочность человеку придется уже в ЦБ РФ.

Кстати, блокируют карты не только за подозрительные операции, но и за подозрительных владельцев. Такая мера с некоторых пор применяется к гражданам, в отношении которых ведется уголовное преследование по делам об экстремизме или терроризме. В первом случае это могут быть фигуранты уголовных дел за «лайки» и репосты в интернете.

4. Совершение операций в киберопасных странах

Поездка со своей банковской картой в страну, которая, по данным кредитной организации или Центробанка, является небезопасной с точки зрения кибермошенничества, может привести к моментальной автоматической блокировке карты. Ее без всяких объяснений заблокируют при первой же попытке совершить операцию на территории такой страны. Избежать таких неприятностей совсем не сложно. Достаточно перед поездкой выяснить не входит ли страна назначения в «черный список» по кибермошенничеству. Если да, то также можно не переживать: достаточно известить банк о поездке и сообщить срок пребывания в этой стране, тогда операции не будут считаться подозрительными.

5. Частое снятие наличных денег

Постоянное снятие наличности с карты является первым признаком неблагонадежности клиента для банка. Ведь карта предназначена для безналичных расчетов, поэтому обналичивание денег сразу наводит на подозрения. А если обналичка постоянно происходит в банкоматах других банков или на территории другого государства, то кредитная организация может временно заблокировать карту и связаться с клиентом. инициатива направлена не только на предотвращение мошеннических действий, но и на борьбу с финансированием терроризма. Поэтому придется давать объяснения и отчитываться, куда были потрачены деньги.

6. Совершение покупок в одном и том же месте

Причиной блокировки банковской карты в автоматическом режиме может стать серия недорогих покупок в одном магазине. Как правило, в этом случае блокировка происходит на короткий срок от 5 до 30 минут, поскольку система безопасности банка воспринимает такие действия как мошеннические. Ведь при бесконтактном способе оплаты допускаются операции без ввода ПИН-кода на сумму менее 1 000 рублей. Приостановка работы карты направлена на создание временного интервала, за который настоящий держатель карты получит SMS-оповещение о покупках и при необходимости свяжется с банком для добровольной блокировки карты. Если покупки совершает владелец, делать ничего не нужно, карта будет разблокирована автоматически.

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года