11
Оставить комментарий Распечатать

Банки не хотят сотрудничать с ИП и организациями из "черных списков"

Размер шрифта:

По указанию Центробанка РФ кредитные организации начали проверять клиентов на наличие или отсутствия их в "черном списке" тех организаций и ИП, которым уже было однажды отказано в обслуживании.. В результате руководители компаний и предприниматели столкнулись с массовыми отказами в заключении договоров и даже с блокировкой счетов. Бизнес-омбудсмен попросил финансового регулятора разобраться в сложившейся ситуации.

Что случилось?

Уполномоченный по делам предпринимателей Борис Титов попросил Банк России разобраться в ситуации, которая сложилась вокруг внедрения финансовым регулятором с июня 2018 года так называемого "черного списка отказников", в который банкиры должны вносить все организации и граждан, которым было отказано в проведении операций или в открытии банковского счета по каким-либо основаниям. Журналисты выяснили, что результатом появления этого списка стали массовые отказы в обслуживании компанияи и предпринимателям, которых банкиры посчитали сомнительными. Им отказывают в проведении операций, блокируют счета и даже требуют перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.

Росфинмониторинг такого результата не ожидал

Информацию о таких клиентах банки получают через ЦБ РФ, который в свою очередь, имеет доступ к данным Росфинмониторинг, где собранны сведения об "отказных клиентах" всех кредитных организаций. Механизма исключения ИП и юрлиц из этого списка не существует. В итоге, получив один раз отказ в обслуживании в любом из банков, бизнесмен вновь получает отказы и просто не может заключить договор на обслуживание. При этом в самом Росфинмониторинге отмечают, что не делали условием обязательного отказа в обслуживании наличие наименования организации в этом списке.

В "Деловой России"посчитали, что только с начала 2018 года банки заблокировали своим клиентам уже почти 500 000 счетов. И если до этого большинство банков старались анализировать сомнительные операции, и только потом отказывали в обслуживании, то теперь они не хотят брать на себя риски. Поэтому при наличии клиента в "черном списке" ЦБ РФ его блокировка осуществляется автоматически.

Бизнес жалуется омбудсмену

Борис Титов отмечает, что количество жалоб на подобные действия банкиров в аппарат бизнес-омбудсмена уже превысило число прочих обращений в десятки раз. Поэтому уполномоченный по правам бизнеса просит ЦБ РФ расширить полномочия службы по защите прав потребителей на финансовом рынке, чтобы та могла реагировать на жалобы подобного рода со стороны бизнеса. Кроме того, Борис Титов считает, что банки необходимо привлекать к ответственности за необоснованные отказы и блокировки. Для этого финансовый регулятор должен разработать и выпустить рекомендации по применению кредитными организациями его нормативных акто. Это необходимо, чтобы вывести из-под необоснованных подозрений "целые направления бизнеса", которые там оказались в силу своей "отраслевой специфики". Борис Титов уверен, что необходимо достичь баланса в соблюдении интересов бизнеса и кредитных организаций.

Дополнительно:

Оставить комментарий Распечатать
Дидух Юлия
Дидух Юлия бухгалтер, юрист

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года