608
Оставить комментарий Распечатать

Смена фамилии и бизнес

Размер шрифта:
Имя и фамилия, данные человеку при рождении, могут изменяться в течение его жизни. Если фамилию чаще всего меняют, заключая брак, то изменить имя можно просто потому, что оно не нравится. Даже обычному человеку при смене имени и фамилии приходится менять множество документов, начиная с паспорта и заканчивая водительскими правами. Но если этот человек является учредителем организации или ее руководителем, ему придется менять не только свои личные удостоверения, но и документы бизнеса. О том, как это сделать быстро и ничего не забыть, — в этой статье.

Имя гражданина, как одно из идентифицирующих признаков физического лица, закрепляется в статье 19 ГК РФ. Закон допускает изменение фамилии и (или) имени. Смена фамилии гражданина всегда влечет за собой ряд необходимых действий, например, по смене документов. Если речь идет о смене фамилии собственника или руководителя бизнеса, то тут необходимы дополнительные мероприятия.

Случаи смены фамилии (имени, отчества)

Итак, в соответствии со ст. 19 ГК РФ гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Наиболее распространенным случаем замены фамилии является вступление в брак. Однако фамилию или имя можно изменить не только в связи с событиями, а просто по собственному желанию, если соблюсти процедуру. Порядок смены имени (как собственно имени, так и фамилии и отчества) прописан в Федеральном законе от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Процедура смены фамилии

Начинать процедуру следует с подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния. Подается заявление лично и письменно. В нем указываются данные лица (паспортные, местожительство, фамилия, имя и отчество, дата рождения и т.д.), указываются данные несовершеннолетних детей, реквизиты записей актов гражданского состояния, составленных ранее в отношении заявителя и в отношении каждого из его детей, не достигших совершеннолетия, причины изменения имени. К заявлению прикладываются подтверждающие заявленную информацию документы. Срок на рассмотрение заявления – месяц. Если орган записи актов гражданского состояния не отказывает в изменении имени, то в результате гражданину выдается свидетельство о перемене имени.

На основании свидетельства о перемене имени вносятся изменения и в другие актовые записи. Например, в актовые записи его несовершеннолетних детей, в записи акта о браке. Выдаются также новые документы с указанием измененной фамилии (имени или отчества). Если фамилия была изменена после заключения брака, то документом удостоверяющим этот факт, является свидетельство о браке.

Решившиеся на смену фамилии (имени) должны быть готовы к неизбежно следующему за этим процессу по смене личных документов:

  • паспорт гражданина РФ,
  • заграничный паспорт,
  • страховое пенсионное свидетельство,
  • медицинский полис,
  • свидетельство о постановке на налоговый учет,
  • водительское удостоверение.

Как правило, сроки для замены документов в связи с изменением имени законодательно не установлены, за исключением срока для замены паспорта – 30 дней. Конечно же, процесс это не из легких и длительный по времени. Поэтому до момента замены всех документов, содержащих имя и фамилию, необходимо иметь при себе документ, на основании которого данная смена произошла – свидетельство о перемене имени или свидетельство о браке, если фамилия была изменена в результате его заключения.

Наемный работник при смене имени или фамилии обращается к работодателю, где работники кадровой службы зачастую берут большую часть работы по изменению многих документов на себя. У руководителей или собственников бизнеса же возникает ряд спорных вопросов.

Смена фамилии руководителем юридического лица

Безусловно, руководитель, как и обычный гражданин, при смене фамилии (имени) должен пройти весь описанный выше путь по регистрации в органах ЗАГСа факта изменения фамилии и замене личных документов. Но на практике возникают и вопросы, касающиеся непосредственно бизнес-процессов в связи с данным изменением. Например, если фамилию меняет руководитель юридического лица, который подписывает договоры, финансовые и расчетные документы, акты, кадровые документы и всю массу внутренней документации юридического лица. Ведь с  момента фактического изменения фамилии до момента получения нового паспорта руководителем зачастую проходит определенный период времени. Так какую фамилию правильнее ставить в документах юридического лица в период до получения руководителем нового паспорта?

Здесь следует понимать, какое событие послужило изменениям в правах и обязанностях лица. В данном случае факт смены фамилии руководителем подтверждается свидетельством, выданным органами записи актов гражданского состояния. Таким образом, руководитель обрел новое имя с момента регистрации данного факта в органах ЗАГСа. Выдаваемый впоследствии паспорт лишь удостоверяет личность гражданина с новым именем. Поэтому в документации юридического лица правильнее указывать новую фамилию (имя, отчество) руководителя с даты получения им свидетельства из органов ЗАГСа, а не с момента получения им паспорта с новой фамилией.

Особое место среди документации юридического лица занимают доверенности. Так как обязательным атрибутом доверенности являются фамилия, имя, отчество как лица, выдавшего доверенность, так и лица, получившего доверенность, вопросы по действию доверенности в связи со сменой фамилий также могут возникать на практике. Обратимся к законодательству. Пунктом 2 ст. 19 ГК РФ установлено, перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. А пунктом 1 ст. 188 ГК РФ предусмотрены основания прекращения доверенности, перечень которых является исчерпывающим. Таким образом, эти две нормы права отвечают на вопрос о действии доверенности однозначно – свою юридическую силу доверенность сохраняет и в случае перемены фамилии доверителя, и в случае перемены фамилии поверенного. Правда, лицу, кому выдана доверенность, придется подтверждать расхождения между документом, удостоверяющим личность, и доверенностью путем предъявления свидетельства о заключении брака, либо свидетельства о перемене имени.

Если изменяет фамилию руководитель, который наделен правом подписи финансово-расчетных документов, то для продолжения работы юридического лица необходимо произвести замену в банке карточки с образцами подписи и печати организации. Если полномочия руководителя сохраняются в соответствии с ранее принятым протоколом, приказом о назначении на должность или доверенностью, то банк потребует документы, на основании которых произошла перемена фамилии – свидетельство ЗАГСа, новый паспорт руководителя, новую карточку с образцами подписей и печати, а также заполнения внутренних анкет и иных документов банка в связи с обновлением сведений о клиенте. Если организация обслуживается в банке на условиях дистанционного банкинга, то изменяются соответственно документы, связанные с удостоверением электронно-цифровой подписи руководителя и его паспортных данных.

Смена фамилии индивидуальным предпринимателем

Для индивидуальных предпринимателей законодательством установлен срок для сообщения в регистрирующий орган о факте смены фамилии (имени, отчества). Так, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предписывается сообщить в регистрирующий орган по месту своего жительства в трехдневный срок об изменении любой информации о персональных данных индивидуального предпринимателя, в частности, о смене его фамилии или имени. За нарушение данного срока предпринимателя могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в виде вынесения предупреждения или наложения административного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

В документации предпринимателя, как и в случае с руководителем юридического лица, следует указывать новую фамилию с даты получения свидетельства ЗАГСа.

Если индивидуальный предприниматель получал лицензию на определенные виды деятельности, то при смене фамилии придется пройти процедуру ее переоформления в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При использовании индивидуальным предпринимателем печати ему необходимо будет произвести ее замену, т.к. указание фамилии, имени, отчества предпринимателя на печати необходимо. Кроме того, не забыть надо и про пластиковую банковскую карту, где на лицевой стороне может быть указано имя владельца. При предоставлении в банк документов, удостоверяющих личность с новой фамилией, банк изменяет реквизиты открытого счета и перевыпускает банковскую карту.

Смена фамилии учредителя или акционера юридического лица

Так как фамилия учредителя юридического лица содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ), то при смене фамилии (имени, отчества) учредителя организация обязана сообщить об этом факте в регистрирующий орган – налоговую инспекцию. Установлен срок – три дня. В течение пяти рабочих дней регистрирующий орган ФНС вносит новую информацию об учредителе в реестр. Как и в случае с предпринимателями, на организацию может быть наложен штраф за нарушение установленного срока извещения налогового органа.

Персональные данные акционеров акционерного общества не фигурируют в Едином государственном реестре юридических лиц, но содержатся в реестре акционеров. Поэтому при смене фамилии (имени, отчества) акционером, ему необходимо обратиться к держателю реестра акционеров, чтобы внести изменения в реквизиты лицевого счета. В противном случае регистратор может отказать в проведении операций по лицевому счету, т.к. необходима будет идентификация.

Собственникам бизнеса следует иметь в виду, что с 21 декабря 2016 года вносятся изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которым организации обязаны будут раскрывать информацию о своих бенефециарных владельцах. За неисполнение данной обязанности в КоАП РФ будет введена ответственность согласно статье 14.25.1. (вступит в силу также 21.12.2016) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Логично предположить, что при изменении личных данных бенефициарного владельца юридического лица также необходимо будет сообщать. Однако данная процедура пока не урегулирована.

 

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай