Федеральная служба по финансовому мониторингу разработала проект
Приказа "Об утверждении Перечня критериев и признаков, указывающих на необычный характер сделки", в котором предлагаются новые критерии выявления и определения необычных сделок.
Новые критерии необычных сделок рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля компаниям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом:
-
организациям федеральной почтовой связи,
-
организациям, содержащим тотализаторы и букмекерские конторы,
-
организациям, оказывающим посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,
-
операторам по приему платежей,
-
кредитным, страховым, лизинговым и иным организациям.
Росфинмониторинг дополнил описание некоторых кодов критериев и признаков операций, указывающих на необычный характер сделок. В частности, конкретизировано, кого следует относить к близким родственникам публичного должностного лица при совершении сделок в его пользу. Также расширен перечень признаков необычных сделок, основанных на стране регистрации, месте жительства или нахождения клиента, его контрагента, представителя или учредителя. Кроме того, в соответствии с новым перечнем, подозрительной считается сделка, если адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, совпадает с адресом лица, в отношении которого органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
Отмечается, что признаки необычных сделок некоторых групп носят общий характер и используются организациями, а также индивидуальными предпринимателями в полном объеме, а некоторые - с учетом специфики осуществляемой деятельности.
Основная цель данного проекта - выявление укрывания доходов от налогообложения. Однако, критерии таковы, что практически любую сделку при желании можно расценить как сомнительную, поскольку большинство формулировок носят оценочный характер. К таким неоднозначным дефенициям можно отнести "необоснованую поспешность" при проведении сделки, или "излишнюю озабоченность клиента". Однако следует отметить, что данный перечень носит рекомендательный характер и организации самостоятельно разрабатывают правила внутреннего контроля. Поэтому компании вправе устанавливать иные критерии, не указанные в проекте Росфинмониторинга.