Государственная Думу в первом чтении проголосовала за законопроект № 965365-6, вносящий поправки в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Документ разработан Правительством РФ, в целях реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. Он предусматривает обязанность раскрывать сведения о бенефициарах юридических лиц по требованию Росмониторинга и ряда федеральных органов. Более того, компании обязаны хранить и обновлять информацию о владельцах. Эти меры направлены на сбор данных о юридических лицах и повышение прозрачности их деятельности, а также на противодействие легализации незаконных доходов и спонсированию терроризма.
В случае принятия, законопроект внесет новую статью в Кодекс об административных правонарушениях - «Нарушение юридическими лицами обязанности по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах». Наказывать за это правонарушение будут по нормам статьи 15.27, предусматривающей штраф для должностных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей и для юридических лиц - в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Материал по теме
Офшоры: прятать или признать
Кроме информации, запрашиваемой у юридических лиц о бенефициарных владельцах имущества и самой компании, сведения могут быть запрошены у организаций, проводящей операции с денежными средствами или другим имуществом. Фактически, под этот законопроект попадают все банковские организации, в которых открыты расчетные счета бизнеса.
Таким образом, предлагаемые чиновниками поправки должны сделать более прозрачными связи между компаниями и их фактическими владельцами. С другой стороны, новые требования ставят под вопрос институт коммерческой и банковской тайны. Поэтому многие эксперты отрицательно отзываются об этой инициативе. Как говорит вице-президент РСПП по корпоративным отношениям Александр Варварин, в нынешней редакции документа возможность о наказании распространяется даже на те компании, которые выразят готовность раскрывать информацию.
[C=1608]
Другие эксперты также отмечают ряд недоработок законопроекта. В частности указывают на то, что сама организация может даже не знать своего реального владельца. И что такие функции разумнее было бы возложить на Федеральную налоговую службу, у которой для этого есть необходимые ресурсы. Главный "фигурант" инициативы - Росфинмониторинг также не может объяснить как будут работать некоторые его нормы на практике. В частности, как оформлять документы с информацией, а главное – где и как их хранить.
Однако, в законодательной практике является не редкостью, когда инициатива, принятая в первом чтении, существенно видоизменяется ко второму. Видимо законопроект о бенефициарных владельцах ожидает именно такая участь. Для внесения поправок у чиновников и депутатов есть, как минимум, 30 дней.