Минэкономразвития не одобрило идею ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд

Размер шрифта:

Инициатива ежемесячной отчетности в Пенсионный фонд, выдвинутая Минтруда, не нашла поддержки у правительственных экономистов. Они уверены, что подобные меры только возложат на бизнесменов лишние расходы и обязанности.

Министерство экономического развития РФ не поддерживает инициативу коллег из Минтруда, предлагающих ввести ежемесячную отчетность работодателей перед Пенсионным фондом. Это может привести к увеличению расходов и введению избыточных обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности, подчеркивается в заключении на поправки, разработанные в целях совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

«Обращаем внимание, что необходимость предоставления ежемесячной отчетности может привести к увеличению расходов субъектов предпринимательской деятельности в связи с увеличением нагрузки на бухгалтерские службы организаций по составлению и сдаче отчетности, ростом затрат на их содержание, необходимостью расширения штата специалистов либо к необходимости привлечения аутсорсинговых организаций. В случае если в организации работает один бухгалтер, увеличение штатной численности оказывается неизбежным: в ином случае работодатель окажется нарушителем Трудового кодекса РФ, согласно которому работнику, в том числе бухгалтеру, должен быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. При этом, в случае его дробления, одна часть не может быть менее 14 календарных дней. С переходом на ежемесячное представление сведений в ПФР у бухгалтера каждый месяц станет отчетным. Кроме того, в связи с введением ежемесячной электронной отчетности увеличатся затраты организаций на оплату услуг интернет-провайдеров в связи с существенным ростом объемов передаваемой информации. Увеличение затрат субъектов предпринимательской деятельности может привести к росту цен для конечных потребителей работ, услуг, а также к сокращению числа индивидуальных потребителей, малых и микропредприятий, которые в текущей экономической ситуации не смогут обеспечить ежемесячное представление отчетности и предпочтут уйти в серую зону», - указано в заключении МЭР.

Ведомство также отмечает, что разработчик не представил достаточно обоснований для изменения периодичности подачи отчетности: не указаны ни причины нововведений, ни недостатки действующего механизма отчетности. При этом новшество затронет всех субъектов предпринимательской и иной деятельности, включая индивидуальных предпринимателей, малые и микропредприятия, - а это порядка 3,6 миллиона бизнесменов и компаний. Кроме предпринимателей, дополнительные расходы понесут и органы власти, поскольку им придется принимать и обрабатывать в три раза больше информации. Но в ПФР пока не справляются и с действующим механизмом сбора данных, констатируют правительственные экономисты, напоминая о проблемах с некорректной работой электронных сервисов, недостаточной оперативностью приема электронной отчетности, неэффективным взаимодействием органов фонда с налогоплательщиками. Ранее, об этом же говорили и сами предприниматели. В «ОПОРЕ России», в частности, отмечали, что увеличение в три раза количества отчетов кратно увеличит нагрузку и на работодателей, и на Пенсионный фонд России. Это потребует расширения штата, более мощных серверов, дополнительных помещений. Такие финансовые издержки в условиях кризиса и сокращения прибыли могут спровоцировать либо уход в тень, либо закрытие предприятий, предупреждают защитники бизнеса. Но даже несмотря на такие пессимистические прогнозы и отрицательное заключение Минэкономразвития, указанные поправки все равно будут рассмотрены в правительстве. И, если высокопоставленные чиновники решат, что нововведения заслуживают внимания, их одобрят и отправят на изучение депутатам. В случае же их законодательного принятия, обсуждаемые новшества могут вступить в силу с 1 января 2018 года.