Первый из указанных моментов касается самых основ - определения того, что именно организация будет учитывать в качестве НМА. Читатель вправе удивиться – позвольте, но какой же здесь может иметься выбор, когда в пункте 3 раздела I ПБУ 14/2007 практически императивно перечислены требования, которым должны соответствовать НМА. Соответственно, несоблюдение хотя бы одного из приведённых в указанном пункте постулатов просто означает, что учётный объект не может считаться в этом случае НМА. Так? В общем-то, да. Но существует проблема – как именно толковать данный пункт. Нужен же какой-то расширительный вариант общих фраз из ПБУ. Чтобы было понятно – что именно есть НМА.
Где же искать ответ? Ну, например, в «Толковании Р113 «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов»», принятом Комитетом БМЦ (Бухгалтерский методический центр) по толкованиям 09.09.2011, утверждённого в итоговой редакции 26.12.2011 и в тот же день размещённого на официальном сайте БМЦ…
(Если кто не знает, БМЦ - это некоммерческая организация, которая была создана в 2008 году в форме частного учреждения с целью популяризации передового опыта профессионального сообщества в области ведения бухучёта и составления отчётности. То есть это не государственная структура, не подразделение Минфина или Правительства, а некий кружок по интересам. Следовательно, организация, формирующая свою учётную политику, не обязана следовать рекомендациям БМЦ, но вправе к ним прислушиваться).
…Так вот, в пункте 11 «Толкований» указано следующее – «При соблюдении условий п. 3 ПБУ 14/2007, в том числе условия пп. «б», с учётом п. п. 9, 10 настоящего Толкования нематериальными активами могут признаваться неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также права на объекты, не являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, такие как лицензии на осуществление определенных видов деятельности, лицензии на добычу полезных ископаемых, квоты на вылов рыбы, лесорубочные билеты, сертификаты качества продукции, права на вещательные частоты и т.п.».
Обратимся к МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». Заглянем в пункт 119, где, в частности, сказано, что лицензии и франшизы входят в отдельный класс НМА. Кроме того, пунктом 6 данного МСФО в сферу его применения также отнесены права по лицензионным соглашениям, относящиеся к таким статьям, как кинофильмы, видеозаписи, пьесы, рукописи, патенты и авторские права; в пункте 9 - лицензии на рыболовство и импортных квотах; в пункте 44 - лицензии на радио- и телевещание, импортные лицензии, или квоты, или права доступа к другим ограниченным ресурсам; в пункте 78 - лицензии на перевозку пассажиров, производственные квоты. При этом МСФО (IAS) 38 не конкретизирует, какие это лицензии, но называет три общих критерия, которым должны соответствовать все без исключения НМА - идентифицируемость, контроль над ресурсом и наличие будущих экономических выгод (см. пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 38). Получается, что одни лицензии могут отвечать критериям признания НМА, другие - нет.
Получается в итоге, что и МСФО (IAS) 38, и ПБУ 14/2007 называют одним из критериев НМА наличие контроля над объектом (ресурсом). При этом ПБУ 14/2007 не содержит пояснений о сущности данного контроля. А вот в пункте 13 МСФО (IAS) 38 сказано на этот счёт так - предприятие контролирует актив, если обладает правом на получение будущих экономических выгод, проистекающих от лежащего в его основе ресурса, а также на ограничение доступа других лиц к этим выгодам. Способность предприятия контролировать будущие экономические выгоды от нематериального актива обычно вытекает из юридических прав, которые могут быть реализованы в судебном порядке. При отсутствии юридических прав продемонстрировать наличие контроля сложнее. Тем не менее возможность реализации права в судебном порядке не является обязательным условием контроля, поскольку предприятие может иметь возможность контролировать будущие экономические выгоды каким-либо иным способом.
Данная статья является частью серии публикаций в авторской колонке Кирилла Пляса "Записки об учетной политике".
Материал по теме
Нематериальные активы (НМА) (продолжение)
3 раздела I ПБУ 14/2007