1 сентября 2016 года вступили в силу поправки в статью 8 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и поправки в статью 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ. Изменения направлены на установление ограниченного срока, в течении которого Банк России не сможет изменять тарифы по ОСАГО.
Материал по теме
ЦБ повысит базовые тарифы ОСАГО на 40%
Авторами инициативы являются депутаты Госдумы РФ от фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов. В Правительстве РФ согласились с предложением депутатов ограничить период, в течение которого нельзя изменять действующие тарифы по ОСАГО. И парламентариям, и чиновникам показалось разумным установить такой период в один календарный год. Доводы депутатов о том, что частое повышение тарифов по ОСАГО негативно влияет на ситуацию на страховом рынке и на финансовое положение автовладельцев чиновники сочли оправданными. Ведь только с октября 2014 года тарифы на ОСАГО изменялись дважды за один календарный год.
Первое повышение тарифов произошло 11 октября 2014 года, когда финансовый регулятор увеличил
базовые ставки для страховых компаний и ввел тарифный коридор. До этой даты страховые компании не могли устанавливать плавающие тарифы и стоимость полиса ОСАГО была единой. При этом минимальная стоимость ОСАГО была увеличена на 23%, а максимальная — на 30%, по сравнению с прошлыми тарифными ставками. Такое изменение тарифов на тот момент было связано с принятием поправок к Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и утверждением новых правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего.
Материал по теме
Страсти по ОСАГО
Однако страховым компаниям и Центробанку оказалось не достаточно первого повышения и в марте 2015 года вопрос о пересмотре тарифов по ОСАГО был поднят вновь. В результате с 12 апреля 2015 года стоимость страховки для автовладельцев большинства транспортных средств была увеличена примерно на 40%. Именно в преддверии этого повышения и был разработан законопроект об установлении временного лимита на изменение тарифов и введение моратория до 2017 года.
Мораторий на изменение тарифов по ОСАГО до 1 января 2017 года правительственным чиновникам и не понравился. В своем отзыве они указали, что эта норма «не позволит в случае необходимости оперативно изменить страховые тарифы по ОСАГО как в сторону повышения, так и в сторону понижения». Кроме того, если заморозить тарифы на такой длительный срок могут возникнуть предпосылки к тому, что страховые компании будут стремиться заключать договора ОСАГО только в стабильных регионах, чтобы свести к минимуму свои убытки. Это, в свою очередь приведет к сокращению доступности ОСАГО для граждан, как в неблагополучных регионах, так в отношении тех, кто имеет повышенную аварийность и часто получает выплаты по страховке. Поэтому от этого предложения парламентарии отказались в ходе рассмотрения инициативы в Государственной Думе.
Размер тарифа на ОСАГО отражается, без преувеличения, на бюджете каждого россиянина и бизнесмена. Все автомобили должны быть застрахованы, поэтому тарифы ОСАГО являются важной составляющей в обязательных расходах, как граждан, так и представителей бизнеса. И если доходы первых не растут с той же скоростью, с какой растет стоимость ремонта транспорта, то для вторых увеличение издержек означает автоматическое повышение цен на товары и услуги. А это, в свою очередь приводит к очередному витку инфляции. В этих условиях введенное ограничение на изменение тарифов повлияет на рентабельность страховых компаний, но позволит уменьшить негатив населения и других представителей рынка, в частности, автотранспортных предприятий.
Президент России подписал закон в конце июня 2016 года, тем самым утвердив новые правила установления тарифов на автогражданку. Однако, страховые компании и ЦБ РФ начали активно обсуждать вопрос о преимущественном праве урегулирования убытков в натуральной форме страховщиком при возникновении страховых случаев по ОСАГО . Это значит, что страховые компании собираются самостоятельно организовывать ремонты поврежденных транспортных средств своих клиентов. Данное нововведение, по словам страховщиков, должно помочь им в борьбе с недобросовестными "автоюристами", но эксперты уверены, что таким образом страховые компании просто хотят приумножить свою прибыль.