Суды двух инстанций сошлись во мнении, что нарушение сроков доставки корреспонденции адресату является административным правонарушением за которое предусмотрена ответственность по нормам части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
В 13 ААС обратился ОАО "Ростелеком" с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суд первой инстанции, по мнению апеллянта, неправомерно отказал ему в отмене постановления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей. Однако Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 23.04.2015 N 13АП-3678/2015 по делу N А56-42593/2014 поддержал решение суда первой инстанции.
При рассмотрении дела арбитры выяснили, что в Роспотребнадзор обратился житель города Смоленска с жалобой о несвоевременной доставке телеграммы. На основании этой жалобы Роспотребнадзор провел проверку и составил в отношении истца протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Гражданин заключил договор на отправку телеграммы в город Кабанск, Бурятия, Кабанский район 27 марта, однако доставлена она была только 1 апреля в 8 часов утра. Истец аргументирует такой срок тем, что отправка и получение телеграммы происходила через отделения ФГУП "Почта России", а у них существует график работы с выходными днями. Именно из-за выходных и разницы во времени между Смоленском и Бурятией и получился такой большой промежуток между отправлением и доставкой телеграммы. Суд учел позицию истца и выяснил, что даже с учетом графика работы почтовых отделений между отправлением телеграммы и ее доставкой адресату прошел 31 час.
В статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Из норм статьи 27 вышеозначенного Закона следует, что исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором о выполнении работ (оказании услуг). Такие сроки для доставки телеграмм адресатам законодательно определены пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Им предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В пункте 67 Правил оказания услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222, прописаны сроки прохождения телеграмм, передаваемых между административными центрами субъектов Российской Федерации, а также внутри любого населенного пункта, имеющего телеграфную связь, должны составлять. Телеграмма категории "срочная" должна доходить до адресата не более чем за 4 часа Для телеграмм категории "обыкновенная" срок доставки не должен превышать 8 часов.
Сроки прохождения телеграмм, передаваемых между иными населенными пунктами, имеющими телеграфную связь, установлены следующим образом: для телеграмм категории "срочная" - не более 4 часов, для телеграмм категории "обыкновенная" - не более 12 часов. Сроки прохождения телеграмм, адресованных в населенные пункты, оборудованные средствами факсимильной (телефонной) связи, должны составлять не более 12 часов.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия 13 ААС согласилась с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях истца события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ и оставила его апелляционную жалобу без удовлетворения.