Бизнесу грозят «офшорным» налогом

Размер шрифта:
Счетная палата подсчитала, что новый налог принесет бюджету более 48 млрд долларов в год. Эксперты не одобрили предложенную инициативу.

Счетная палата РФ предлагает ввести налог на внешнеторговые операции российских производителей с компаниями, находящимися в офшорных зонах. С такой инициативой ведомство обратилось в Госдуму, пишет газета «Известия». Предполагается, что реализация этой меры сделает экономически невыгодным заключение таких контрактов с целью уклонения от уплаты налоговых сборов. Введение специального налога Счетной палате представляется существенно проще и эффективнее, чем альтернативная мера, когда компания обязана платить налог с прибыли подконтрольной ей офшорной структуры. Кроме того, предложение аудиторов позволит предотвратить вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций. Авторы идеи подсчитали, что применение в России нового сбора позволит дополнительно пополнять федеральный бюджет на 48,18 млрд долларов в год. Эксперты скептически отнеслись с инициативе Счетной палаты. Так, юрист Иван Соловьев отметил, что среди плюсов «офшорного» налога — достаточно простое администрирование и отсутствие необходимости создания сложных механизмов и вложения средств. В то же время введение сбора породит схемы по многоступенчатой пересылке средств. С экспертом согласился начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:

Введение офшорного налога приведет лишь к использованию дополнительных фирм-«прокладок» из стран, не входящих в список офшорных зон. Вряд ли эта инновация развернет вспять отток капитала из России и сократит масштабы уклонения от налогов.

Издание напомнило, что ранее президент, говоря о необходимости деофшоризации отечественной экономики, подчеркнул, что нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации. По мнению аналитиков, имелось в виду, что если при выборе юрисдикции бизнес принимает решение в пользу чужого законодательства, то следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов. Иван Соловьев отметил:

Президент ни слова не сказал о том, что использование офшоров надо сделать невыгодным для наших предпринимателей. К тому же всем известно, что большая часть средств, уходящих в офшоры, потом возвращается обратно в виде инвестиций и вложений в бизнес.

По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Максима Васина, введение «офшорного» налога — спорная инициатива, особенно в условиях ослабления экономического роста в стране. Он заявил, что все законные механизмы борьбы с использованием офшоров для ухода от налогов существуют, и при желании их можно заставить работать. В числе таких механизмов — проверка офшорных компаний на юридическую и экономическую фиктивность, борьба с отмыванием доходов на уровне банков и другие. Специалист добавил:

В стране же, где даже государственные компании, такие как «Газпром», «Роснано», ВТБ и прочие, используют офшорные механизмы для оптимизации налогов, надеяться на «офшорный» налог бессмысленно.

Напомним, перечень оффшорных зон утвержден приказом Минфина от 25.08.2006 N 108н. Налоговые ставки, применяемые в отношении доходов, полученных от компаний, расположенных в оффшорных зонах, определяет статья 284 Налогового кодекса РФ.

 

Биржевой Николай