275

В России может появиться финансовая полиция

Размер шрифта:
Новый госорган возьмет на себя функцию финансовой разведки, будет следить за расходованием бюджетных денег и осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Глава Следственного комитета РФ предложил создать финансовую полицию. Как сообщили в пресс-службе ведомства, об этом Александр Бастрыкин заявил на расширенном заседании коллегии, посвященном итогам работы следственных органов за 2012 год и задачам на 2013 год. По замыслу инициаторов, новый государственный орган будет бороться с экономическими преступлениями.

Александр Бастрыкин считает, что Федеральная служба по финансовому мониторингу, на которую возложена обязанность по борьбе с отмыванием денег, работает недостаточно эффективно. Он сказал:

Росфинмониторинг, в который поступает основной объем информации о подозрительных операциях и сделках, является, по сути, информационно-аналитическим органом. Он не имеет реальной возможности проверить информацию методами и средствами оперативно-розыскной деятельности, а следовательно, и установить выгодоприобретателей по таким операциям и сделкам. Материалы, направляемые Росфинмониторингом в правоохранительные органы, зачастую недостаточны не только для возбуждения уголовного дела, но и для их рассмотрения в качестве сообщения о преступлении.

Председатель комитета уверен, что новый орган справится с задачей лучше. Он отметил, что к компетенции финансовой полиции следует отнести функцию финансовой разведки. Кроме того, по его мнению, ведомство могло бы следить за расходованием бюджетных денег и осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Александр Бастрыкин сказал:

Как показало изучение материалов уголовных дел по фактам хищения имущества Министерства обороны, основным обстоятельством, способствовавшим долгому сокрытию преступлений, стала недостаточная эффективность деятельности подразделений Минобороны России, осуществлявших функцию контроля за расходованием бюджетных средств.

Анализ следственной практики свидетельствует о том, что эта проблема носит универсальный характер. Подчиненность и подконтрольность подобного рода подразделений руководству ведомств и обусловленная этим возможность оказывать влияние на них, не позволяет эффективно решать стоящие перед такими подразделениями задачи.

Представляется, что функция внутреннего контроля за расходованием ведомством бюджетных средств и распоряжением государственным имуществом должна быть в перспективе исключена из компетенции подавляющего большинства органов государственной власти, местного самоуправления, а также государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций как малоэффективная. Эта функция также может быть передана финансовой полиции.

К компетенции такого госоргана следовало бы отнести функции по выявлению и раскрытию финансовых преступлений посредством осуществления оперативно-розыскной деятельности, финансовой разведки, а также контроля за распоряжением государственным имуществом.

Председатель Следственного комитета убежден, что сочетание этих функций в компетенции одного госоргана позволит быстро и полно свести воедино и проверить информацию о коррупционных, налоговых и иных финансовых преступлениях. Финансовая полиция будет устанавливать как сам преступный источник доходов, так и последующую их легализацию, и направлять в органы предварительного следствия полноценный материал.

Также Александр Бастрыкин подчеркнул, что на Следственный комитет возложена ответственная задача по разработке мер государственной политики в сфере уголовного судопроизводства. Ведомство активно участвует в процессе совершенствования законодательства. Так, разработан и направлен в Государственную Думу законопроект о введении уголовной ответственности за создание и руководство деятельностью финансовых пирамид. Глава СКР подчеркнул:

Нами предложены комплексные меры по деофшоризации российской экономики и противодействию незаконному выводу капитала за рубеж.

Сопоставление объема выведенных из России средств с размером ущерба, причиненного коррупционной и финансовой преступностью, позволяет сделать вывод о том, что так называемое бегство капитала во многом обусловлено не негативными факторами российской экономики (ее недостаточной привлекательностью), а активными процессами транснациональной легализации преступных доходов. Такой вывод становится очевидным и при изучении перечня стран, в которые выводится большая часть российского капитала. Эти страны относятся не к инвестиционно привлекательным мировым экономикам, а к оффшорным юрисдикциям с низким уровнем прозрачности движения капитала.

В качестве одной из мер в этой области мы предлагаем ввести институт уголовной ответственности юридических лиц, что позволит не только эффективно бороться с таким явлением, как преступность корпораций, но и обеспечить репатриацию капитала, нажитого преступным путем на территории России и легализованного за рубежом.

Ранее мы сообщали, что Следственный комитет разработал свой законопроект, наказывающий за создание финансовых пирамид. В ноябре документ опубликовала «Российская газета». Аналогичный проект представило и Министерство финансов. Оба документа грозят махинаторам десятью годами тюрьмы и штрафом на сумму до миллиона рублей. Ключевое различие заключается в том, как квалифицируются действия по организации финансовой пирамиды. Минфин полагает, что это мошенничество. К такой же точке зрения склоняется Верховный Суд. СКР настаивает, что строители финансовых пирамид занимаются незаконной банковской деятельностью. Во всяком случае, факт мошенничества и незаконного предпринимательства доказать будет гораздо сложнее.

Как мы уже сообщали, Министерство финансов РФ готовится разрушить финансовые пирамиды. Оно сумело сформулировать на языке законодательства, что именно они собой представляют. Чиновники подготовили поправки в Уголовный кодекс РФ, устанавливающие ответственность для строителей финансовых пирамид. Виновных ждёт штраф до миллиона рублей и лишение свободы на срок до 10 лет.

Ранее Верховный Суд РФ предложил наказывать за мошенничество по-разному – в зависимости от того, в какой сфере оно совершено. Суд подготовил для внесения в Госдуму проект федерального закона о поправках в УК РФ. Авторы законодательной инициативы выделили шесть видов мошенничества, в том числе создание финансовых пирамид:

  • Мошенничество в сфере кредитования;

  • Мошенничество при получении выплат;

  • Мошенничество с платежными картами;

  • Мошенничество при осуществлении инвестиционной деятельности;

  • Мошенничество в сфере страхования;

  • Мошенничество в сфере компьютерной информации.

Добавим, что работу Следственного комитета регулирует Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ.

Биржевой Николай