177

Техосмотр станет более государственным

Размер шрифта:
Передача техосмотра в частные руки обернулась многочисленными злоупотреблениями — в частности, мнимыми техосмотрами. Государственный контроль может вернуться в эту сферу. Не исключается и введение уголовной ответственности за фальсификацию процедуры.

Технический осмотр транспортных средств может снова стать государственным. По крайней мере, он будет контролироваться властями гораздо строже, чем сейчас. Союз страховщиков с возложенными на него контрольными функциями не справился. По крайней мере, так считает полномочный представитель президента в Северо-Западном округе Николай Винниченко. Он направил в правительство предложения о возвращении государственного контроля за техосмотром. При этом он ссылается на результаты проверки, которая прошла в его округе.

Передача техосмотра в частные руки на деле обернулась многочисленными злоупотреблениями, мнимыми техосмотрами и прочими нарушениями. Винниченко предлагает, чтобы за ситуацией следили МВД и Ространснадзор. Он также считает нужным ввести уголовное наказание за фальсификацию ТО. Подробнее об инициативах полпреда пишут "Известия":

В сентябре–ноябре этого года прошла проверка операторов техосмотра и страховых компаний территориальными органами МВД и ФСФР. Она была санкционирована Игорем Шуваловым после обращения организации профессиональных техоператоров — ЗАО «Техэксперт».

Техоператоры в своем письме сообщали, что после старта реформы техосмотра в 2012 году развелось большое количество мошеннических пунктов техосмотра, специалисты которых проводят диагностику машин, не имея должного оборудования и квалификации.

Эксперты также указывали на ситуации, когда операторы-мошенники, вступая в сговор со страховщиками, техосмотр вообще не проводят, а только вносят информацию о пройденном техосмотре в базу данных о техосмотре (ЕАИС ТО). Страховщики же, в свою очередь, за дополнительную плату продают техосмотр онлайн вместе с полисом ОСАГО. В результате того, что техосмотр стал профанацией, растет аварийность на дорогах, говорилось в письме «Техэксперта» на имя первого вице-премьера.

В отчете упоминаются конкретные нарушители, выявленные в результате контрольных мероприятий МВД и ФСФР на северо-западе. Названы две аффилированные пары «Росгосстрах» — ЗАО «Техосмотр» и ВСК — «РАНЭ Северо-Запад». Они осуществляли массовую выдачу полисов ОСАГО без фактического прохождения ТО...

У других операторов выявлены массовые нарушения установленных правил: либо техосмотр проводится по сокращенной программе диагностики автомобиля, либо без диагностики, но с внесением информации о транспортном средстве в базу данных о техосмотре — ЕАИС ТО. Это фальсификация процедуры техосмотра...

Винниченко предложил определить исполнительный орган госвласти, который был бы ответственным за техосмотр, а также передать функции по контролю за проведением техосмотра операторами МВД и Ространснадзору.

...Кроме того, в документе предлагается рассмотреть вариант уголовной ответственности страховых агентов и брокеров, а также страховых компаний за выдачу полисов ОСАГО гражданам без действующих диагностических карт либо в отсутствие в единой базе данных о техосмотре информации об автомобиле.

Как мы уже сообщали, российских автовладельцев в ближайшее время избавят от двойного прохождения техосмотра. Средство передвижения не придётся проверять два раза — у дилера и в пункте ТО. Для этого власти поменяли правила технического осмотра транспортных средств. Это предусматривает Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. №1236. Официальные дилеры теперь получат дополнительные полномочия. Они смогут проводить ТО машин тех марок, которые обслуживают.

Этим грядущие новшества для автомобилистов не исчерпываются. Мы также писали, что в России могут отменить контроль страховщиков за операторами технического осмотра. Соответствующие функции может получить профессиональное объединение операторов — союз «Техэксперт». По мнению авторов инициативы, в результате реформы снизится число нарушений закона, уменьшится количество злоупотреблений и повысится безопасность на дорогах. Планируется установить единые стандарты и требования. Некомпетентные организации и мошенников к проведению техосмотра не допустят.

Напомним, 1 января 2012 г. вступил в силу закон, предусматривающий упрощение процедуры техосмотра автомобилей и передачу его коммерческим операторам. Имеются в виду дилерские центры и отдельные компании, специализирующиеся на ТО. Первые два года с момента вступления закона в силу водитель будет сам решать, где проходить техосмотр. Это можно будет сделать в специально оборудованных местах, где автомобиль проверит полиция, или в пунктах техосмотра, где процедуру проведут операторы технического осмотра.

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", техосмотру подлежат находящиеся в эксплуатации на территории РФ зарегистрированные в установленном порядке автомототранспортные средства и прицепы к ним. При государственном техническом осмотре, в частности, проводится проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм. Среди задач также — контроль допуска водителей к участию в дорожном движении, выявление похищенных транспортных средств и т. д.

Правила техосмотра утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008. Если при осмотре неисправности остались незамеченными или не внесенными в диагностическую карту, в случае аварии оператор понесет ответственность. Ему придётся возместить в полной мере вред автовладельцу или другим лицам, причиненный из-за пропущенной неисправности.

В июле вступил в силу федеральный закон, изменяющий порядок прохождения ТО. Документ отменяет талоны техосмотра. Им на смену пришли диагностические карты. Они должны содержать информацию о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности. При смене владельца машины менять диагностическую карту не придется, если срок ее действия еще не закончился.

Биржевой Николай