162

Минимальные цены на шампанское надежно закупорили

Размер шрифта:
Минэкономразвития опубликовало разгромное заключение на проект приказа о введении минимальных цен на игристые вина. Мера неэффективна, создает избыточные сложности предпринимателям, не решает проблему контрафактной продукции. Более того, Росалкогольрегулирование просто не вправе принимать подобный приказ.

О минимальных ценах на шампанское пока можно забыть. По крайней мере, в ближайшее время они вводиться не станут. Министерство экономического развития преподнесло россиянам новогодний подарок. Им стал разгромный отзыв на проект приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Правовой акт предусматривал установление минимальных цен для закупки, поставок и розничной продажи игристых вин. Минэкономразвития провело публичные консультации, оценило регулирующее воздействие документа и опубликовало отрицательное заключение.

Предлагаемая мера неэффективна, отметили чиновники. Она никак не решает проблему контрафактной продукции, зато создает избыточные сложности и ограничения для предпринимателей. Новшество ведет к необоснованным дополнительным расходам. Более того, Росалкогольрегулирование просто не имеет права принимать подобный приказ. Полномочия ведомства по установлению цен не распространяются на продукцию крепостью ниже 28 процентов. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. Наконец, введение минимальных цен обернется выравниванием стоимости контрафактного и легального игристого вина в магазинах.

В заключении Минэкономразвития, в частности, говорится:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, включающий следующую продукцию: «водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации».

Таким образом, полномочия Росалкогольрегулирования по установлению цен не распространяется на продукцию крепостью ниже 28 процентов.

...вызывает сомнение эффективность меры по установлению минимальных цен закупки (за исключением импорта) и поставки (за исключением экспорта), а также розничной продажи игристого вина (шампанского) в целях ограничения на территории Российской Федерации оборота нелегально произведенного игристого вина (шампанского), не соответствующего установленным требованиям к качеству.

В настоящее время для того, чтобы выпустить алкогольную продукцию на рынок Российской Федерации заявитель должен:

  • получить свидетельство о ее государственной регистрации в Роспотребнадзоре (данные которого вносятся в соответствующие реестры), проведя необходимые испытания продукции и представив соответствующий пакет документов;

  • принять и зарегистрировать декларацию о соответствии в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (сертификат, который также вносится в соответствующие реестры), проведя необходимые испытания продукта, представив практически идентичный пакет документов, как для получения свидетельства Роспотребнадзора.

Таким образом, безопасность и качество алкогольной продукции подтверждаются наличием этих двух документов.

В то же время легальность оборота такой продукции подтверждается наличием лицензии.

Кроме того, продукция получает акцизные (для импорта) и федеральные специальные (для произведенной в Российской Федерации) марки. Получение марки является свидетельством легальности производства: согласно пункту 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ...

Остается неясным, каким образом... может быть решена проблема контрафактной продукции посредством установления минимальных цен...

Полагаем, что предлагаемые разработчиком меры могли бы привести лишь к выравниванию цен поставок контрафактного и легально произведенного игристого вина (шампанского) для розничной продажи.

...проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Как мы сообщали ранее, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка собиралась установить нижний ценовой предел для закупок, поставок и розничной продажи игристого вина. В октябре проект соответствующего приказа появился на сайте Службы. Согласно документу, стандартная бутылка шампанского объемом три четверти литра должна стоить в магазинах не меньше 115 рублей.

Мы также рассказывали, что с 1 января 2013 года в России подорожают водка, коньяк и другие крепкие спиртные напитки. Росалкогольрегулирование готовится установить на них новые минимальные цены. Проект соответствующего приказа предусматривает, что пол-литровая бутылка 40-градусной водки будет стоить в магазине не менее 170 рублей. Такой же объём коньяка обойдётся как минимум в 280, бренди — в 250.

Добавим, правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Он также вводит ограничения потребления алкогольной продукции в стране.

Биржевой Николай