Объединенная Консалтинговая Группа
Автор PPT.RU

Обязательство о неразглашении персональных данных работников

Обязательство о неразглашении персональных данных — один из самых популярных локальных нормативных актов на предприятии в последние годы. Для хранения и обработки таких данных граждан необходимо правильно организовать доступ к ним персонала организации. Статья рассказывает, что включить в обязательство, кто его подписывает, какова роль ответственного за организацию обработки конфиденциальных данных.

Кто имеет доступ к личным данным

Такой доступ имеют многие:

  • главный бухгалтер — для начисления зарплаты, удержания НДФЛ;
  • менеджер по работе с клиентами — доступ к информации о клиентах компании;
  • начальник отдела кадров — при оформлении человека на работу;
  • руководитель компании — при ознакомлении с личными делами работающих, с резюме и т. д.

Можно назначить одного или нескольких сотрудников в качестве ответственных за неразглашение персональных данных и организацию их обработки. Число таких сотрудников на уровне закона не оговорено. Но в их обязанности входит:

  • контроль за соблюдением оператором и его работниками Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ и других подзаконных актов;
  • доведение до сведения работающих положения законодательства и локальных актов о персональных данных;
  • организация приема и обработки обращений и запросов субъектов персональных данных.

Бланк и форма обязательства о неразглашении персональных данных работников

Право ответственных лиц получать конфиденциальные данные граждан необходимо оформить документально.

Приказом по предприятию ответственного сотрудника обязывают, например, обеспечивать сохранность информации на бумажных и электронных носителях, а также об осуществлении работниками их трудовых прав. Образец приказа о неразглашении персональных данных можно скачать в конце статьи.

Данный вопрос может регулироваться трудовыми договорами, приказами, должностными инструкциями и внутренними положениями о порядке работы с такими данными. Работодателю необходимо получить от своих сотрудников, работающих с персональными данными, подтверждение согласия на получение доступа к этим данным, на соблюдение правил их обработки и хранения.

Для этого на предприятии разрабатывается образец обязательства о неразглашении персональных данных работников. Его текст составляют на основании п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687.

Содержание обязательства

В законодательстве отсутствуют единые требования к содержанию обязательства по неразглашению персональной информации сотрудников. Но в отношении ответственных лиц, обрабатывающих личные данные без средств автоматизации, установлены специальные требования. В этом случае они должны быть проинформированы о:

  • факте обработки ими такого типа данных без использования средств автоматизации;
  • категориях данных, подлежащих защите;
  • особенностях и правилах осуществления их обработки, установленных законодательно и локальными правовыми актами организации.

Все эти условия целесообразно включать и в обязательства других работников, которые по роду и характеру деятельности получают доступ к конфиденциальным данным.

Также в обязательстве о неразглашении должен содержаться открытый перечень сведений, к которым сотрудник имеет доступ и которые он не должен разглашать:

  • биографические данные граждан;
  • места их работы и жительства, номера телефонов;
  • адреса электронной почты и т. д.

Далее нужно предусмотреть место для подписи работника, подтверждающей, что он:

  • понимает, что для выполнения должностных обязанностей ему предоставляется доступ к личным данным других работников или иных лиц;
  • ознакомлен с содержанием ст. 90 ТК РФ об ответственности за разглашение данных;
  • знает и применяет в работе локальные документы (инструкции, положения и др.), содержащие требования к хранению и обработке персональных данных (эти локальные документы могут быть разными для различных категорий сотрудников).

Ответственность за разглашение персональных данных

Всем работающим на предприятии необходимо внимательно подходить к сохранности и обработке используемых ими сведений о коллегах. Важно, чтобы сотрудник знал, что ему предоставляется доступ к особо охраняемым данным, и принял на себя обязательство соблюдать требования по обращению с ними, в том числе о неразглашении персональной информации.

Согласно ст. 90 ТК РФ, нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, влечет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Для работника существует опасность увольнения на основании пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за такие нарушения, как разглашение коммерческой тайны, которая стала известна работнику при выполнении им трудовой функции, или разглашение конфиденциальной информации другого сотрудника.

Однако чтобы уволить по этой статье, работодателю придется доказать, что работник разгласил секретные данные (сообщил, переслал, передал, опубликовал и т. д.) либо допустил разглашение охраняемой им информации таким образом, что она стала известна третьим лицам. А также, что разглашенная информация является охраняемой в соответствии с законодательством РФ.

В КоАП введена отдельная статья о неразглашении персональных данных третьим лицам (13.14 КоАП РФ). Она предполагает наказание в виде штрафа для физических лиц — от 500 до 1000 рублей, а для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 рублей.

Проверяет, насколько эффективно организация и ее должностные лица «скрывают» личную информацию от посторонних, Роскомнадзор. Порядок осуществления плановых и внезапных ревизий прописаны в Постановлении Правительства от 13.02.2019 № 146. Объявление о грядущей проверке (копию приказа о назначении проверки) организации должны прислать минимум за 24 часа, если визит незапланированный, и за 3 дня, если проверка включена в план.

При проверках контролеры обращают внимание на наличие документации и ее корректность, выполнение требований в реальной жизни. Так, организации должны учитывать, что запрещено:

  • разглашать сведения о премии и заработной плате работников;
  • передавать личную информацию любым партнерам;
  • терять сведения или оставлять их без присмотра;
  • отказываться выдавать справки, связанные с трудовой деятельностью сотрудников.

Приказ о назначении ответственных

Обязательство

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Вам может быть интересно:
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ

У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Вход

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Сброс пароля

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

OK

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

OK

Удаление

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Вы всегда сможете добавить ее обратно