Постановка на налоговый учет — специальная процедура по регистрации данных гражданина или организации в едином государственном реестре налогоплательщиков с присвоением ИНН. В статье описаны законодательная основа и особенности процедуры, возможности сервиса на официальном сайте ФНС РФ.
Навигация
Кому необходимо
Если постановка на учет организации в налоговом органе производится автоматически после регистрации юрлица, то гражданин должен выразить для этого свое волеизъявление. Постановка на учет в налоговом органе и присвоение ИНН одновременно производится по определенным правилам, однако выполнить их достаточно просто. Постановка на налоговый учет и получение ИНН производятся ИФНС РФ, и официальный сайт госоргана помогает сделать это оперативно, с минимумом затрат.
Законодательная основа
Постановка на учет в налоговой инспекции по месту жительства гражданина осуществляется на основании заявления заинтересованного гражданина государственным органом. Форма заявления называется 2-2-Учет. О том, как заполнить заявление, мы очень подробно писали в статье «Как заполнить заявление по форме 2-2-Учет».
Местная ИФНС РФ обязана поставить на учет в течение пяти суток с момента получения обращения. В этот же срок выдается соответствующее свидетельство.
Есть несколько способов передачи заявления:
- по почте заказным письмом (оптимальный вариант: с уведомлением о вручении и описью вложения — бланк в формате Exel можно скачать в конце статьи);
- по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде.
Законодательная основа — ст. 83 НК РФ. Срок для выдачи свидетельства начинает течь с момента получения обращения гражданина.
Таким образом, чтобы встать на учет в налоговой инспекции, необходимо подать официальное заявление. Законом установлена обязанность заявителя предоставить документы, удостоверяющие личность и прописку. Паспортные данные вносятся в состав сведений, регистрируемых налоговой в ЕГРН (единый госреестр налогоплательщиков), так же, как и дата и место рождения, пол, гражданство.
Сервис ФНС РФ
Возможности, предоставляемые сервисом:
- формирование заявления;
- выбор органа для личного посещения с целью получения свидетельства;
- регистрация и отправка заявления;
- получение информации об обработке обращения.
Сформировать обращение можно непосредственно на сайте ФНС РФ, сайт также позволяет и отправить его адресату. Также всегда есть возможность лично посетить ИФНС РФ. При обращении по почте необходимо приложить копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих прописку, заверенные надлежащим образом.
Где получить свидетельство:
- в бумажном виде при личном посещении отделения государственного органа (который должен быть выбран и указан в обращении). Получить документ можно как непосредственно самому, так и через уполномоченного представителя по доверенности. Необходимо будет предоставить документ, удостоверяющий личность и прописку заявителя;
- по почте, если заявление также поступило в виде почтового отправления. Письмо направляется по адресу, который указан обратившемся.
Саму форму с просьбой о выдаче заполнить несложно, образцы и бланки есть на официальном сайте ФНС.
Особенности процедуры
Часто граждане задают вопрос: нужно ли в случае изменения места жительства (прописки) менять свидетельство. ФНС ответственно заявляет, что такой необходимости нет, замене оно не подлежит. При изменении личных сведений: фамилии, имени, отчества, места рождения — новый бланк выдается бесплатно. Однако и в этих случаях замена не является обязательной.
Данные о конкретной ИФНС можно получить также на вышеуказанном портале госоргана а специальном блоке «Адреса и реквизиты». На сайте есть рекомендации по заполнению формы. Все спорные вопросы может разъяснить налоговая служба РФ. Постановка на налоговый учет — процедура достаточно простая, действия по получению ИНН особого труда не представляют, нет необходимости привлекать к подготовке документов дополнительных специалистов.