Рейтинг@Mail.ru

Элементы метода бухгалтерского учета

Размер шрифта:

В каждой компании или предприятии должен быть организован достоверный и полный бухучет активов и пассивов экономического субъекта. Однако сделать это, не зная методов ведения БУ, невозможно. В статье разберемся с ключевыми элементами метода бухгалтерского учета.

В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.

Метод бухучета и его элементы

Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:

  1. Документирование — отражение фактов хозяйственной жизни субъекта в специфических документах (первичных, учетных, отчетных).
  2. Инвентаризация — контроль над соответствием фактических показателей и бухданных.
  3. Оценка — определение конкретного вида стоимости (первоначальной, фактической, планируемой и прочей) для определенного объекта БУ или групп объектов.
  4. Калькуляция — расчет совокупных затрат на создание или производство единицы продукции (работы, услуги).
  5. Счета, или план счетов — специальная система бухучета объектов, используемая для отражения хозяйственных операций.
  6. Двойная запись — особый метод бухучета, при котором отражение операции осуществляется с использованием двух счетов. То есть сумма операции отражается одновременно по дебету одного счета и по кредиту другого. Подробнее по теме мы уже писали в статье «Двойная запись в бухучете 2020».
  7. Баланс и отчетность — заключительный этап работы, который позволяет сформировать данные об имущественном и финансовом положении организации.

Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.

Документирование

Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.

Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:

  1. Первичная — это документы, которые являются основным подтверждением свершенного факта хозяйственной жизни организации.
  2. Учетные регистры — это специальные журналы, в которых регистрируются первичные документы в хронологическом порядке.

Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).

На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.

Методология бухгалтерского учета

Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:

  1. Кассовый метод в бухгалтерском учете, при котором факт хозяйственной деятельности отражается в момент движения денежных средств. Например, списания денег со счета или в момент поступления оплаты.
  2. Способ начисления, при котором операция отражается в момент ее непосредственного совершения, независимо от движения денег на счетах предприятия. Например, в день начисления дохода, а не в день его получения.

Калькуляция и оценка

Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.

Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.

Отчетность и баланс

К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.

Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.

Оставить комментарий Распечатать
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте