Кто должен составлять должностные инструкции в организации

Размер шрифта:

Должностная инструкция является одним из важных инструментов, способствующих оптимизации рабочих процессов, а правильное ее составление помогает избежать недопонимания, конфликтов и ошибок в работе. Вот почему так важно ответственно подходить к вопросу ее составления. Кто в организации должен разрабатывать должностные инструкции и какими нормативными актами регламентирован порядок составления таких документов, давайте разбираться.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Должностные инструкции не обязательны для организаций.
  2. Но их наличие упрощает управление персоналом и решает многие проблемы еще до их появления.
  3. Должностные инструкции помогают четко определить обязанности сотрудников и ответственность за нарушения.
  4. Разработкой занимаются сразу несколько специалистов компании: кадровик, юрист, руководители направлений.
  5. Документ утверждается руководителем. Работник должен ознакомиться со своей ДИ под роспись.

Где закреплена обязанность по составлению должностной инструкции

Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих организации разрабатывать должностные инструкции (ДИ) на сотрудников.

Должностная инструкция не является обязательным документом, что подтверждает и Государственная инспекция труда г. Москвы в письме 22.05.2020 № 77/10-18732-ОБ/18-1299.

Взаимоотношения между сотрудником и работодателем оформляются трудовым договором, в котором надлежит прописать трудовые функции работника, это прямо закреплено в части 2 статьи 57 ТК РФ. Однако, чаще всего, трудовой договор содержит только общие трудовые функции и обязанности работника.

В целях конкретизации прав и обязанностей сотрудника, во избежание споров в части объемов выполняемой работы, разрабатывается должностная инструкция. В отличие от трудового договора, ДИ разрабатывается по желанию работодателя.

ВАЖНО!
Оформление должностной инструкции является правом, а не обязанностью работодателя.

Возможность разрабатывать ДИ закреплена в статье 8 ТК РФ, которая позволяет работодателям принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Порядок составления и ее унифицированная форма на законодательном уровне не установлены.

Разработать ее можно как в виде отдельного документа, так и в качестве приложения к трудовому договору (письмо Роструда от 27.05.2022 № ПГ/13204-6-1).

При составлении следует воспользоваться профессиональными стандартами, которые содержат квалификационные требования к работнику, основные функции и обязанности работника. Профстандарты разрабатываются для отдельных категорий работников и утверждаются Приказами Минтруда России.

Подробнее: как разработать должностную инструкцию с учетом профстандарта

В большинстве случаев использование профстандартов носит рекомендательный характер, но существуют условия, при которых их использование является обязательным.

Например, применение профстандартов является обязательным в части требований к квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены трудовым законодательством или иными нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ).

Кто разрабатывает должностные инструкции в организации

Круг лиц, которые ее разрабатывают, как и необходимость оформления подобного локального акта, определяется на усмотрение руководства организации.

Составление ДИ — это коллективный процесс, который требует участия разных специалистов:

  • сотрудника кадровой службы;
  • юриста;
  • работников, знакомых с конкретной должностью, в отношении которой составляется документ;
  • руководителя подразделения или непосредственно самой организации.

Важно, чтобы составители имели хорошее понимание обязанностей и требований к конкретной должности, и учитывали особенности работы и структуру организации. В организации, где я работаю, составление подобного документа осуществляется по указанию руководителя юристами или специалистом отдела кадров.

Недавно мне, как юристу, поручили разработать должностную инструкцию для главного энергетика структурного подразделения организации. При ее подготовке у меня отсутствовали достаточные сведения о трудовых функциях такого работника, в связи с чем в процессе ее составления были задействованы сотрудники, которые уже выполняют в организации подобные обязанности, чтобы учесть их опыт и мнение.

В любом случае на кого бы ни была возложена обязанность по составлению ДИ, целесообразно после ее подготовки согласовать документ с ответственными лицами компании:

  • начальником юридического отдела;
  • начальником отдела кадров;
  • начальником подразделения, в которое принимается сотрудник.

После составления и согласования всеми уполномоченными лицами документ утверждается руководителем компании.

Подробнее: как утвердить должностную инструкцию

Конечный этап оформления — это ознакомление сотрудника с должностной инструкцией. В подтверждение ознакомления сотрудник расписывается на последнем листе документа или в листе ознакомления.

Образец листа ознакомления сотрудника с должностной инструкцией:

Подробнее: как оформить лист ознакомления с должностной инструкцией

Часто задаваемые вопросы о порядке составления должностных инструкций в организации

  • 2024-04-19 11:33:04
    К процессу составления должностных инструкций желательно привлекать самих сотрудников, которые занимают соответствующие должности. Только так можно обеспечить полное понимание требований и обязанностей, а также учесть все особенности работы в конкретном подразделении. Важно, чтобы должностные инструкции были понятными и соответствовали текущим потребностям организации.
Оставить комментарий Распечатать
Кондрахина Виктория
Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор