Что банки скрывают от нас или не афишируют в рекламе? Разбираем по конкретным решениям ФАС

Размер шрифта:

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занимается в том числе нарушением антимонопольного законодательства в рекламе. Служба регулярно штрафует банки за разные нарушения, поэтому можно спокойно проследить, какие же хитрости в подаче информации были признаны незаконными.

Кстати, это далеко не все случаи, которые были на практике. Дело в том, что ФАС начинает проверку, когда кто-то пожалуется.

Начнем со свежего случая — новость о нем была опубликована сегодня. ФАС возбудила дело против Альфа-банка за рекламу вклада с «лучшей ставкой в стране». Сигнал подал мужчина, который услышал по радио рекламу ставки по депозиту в 16% без указания условия получения именно такой доходности, плюс да, эта ставка была названа лучшей в РФ без приведения доказательств.

Про лучшую ставку в стране в Альфе погорячились, конечно. Даже я недавно публиковала обзор со вкладами под 17-18%.

Банк ФК «Открытие» оштрафован на 700 тыс. рублей. Рекламировали выдачу кредитов под 4% на сумму до 5 млн руб. и не указали условия получения таких дешевых денег. Даже хочется посмотреть на эту рекламу. Ибо раз новость появилась в апреле, то значит, и жалоба потребителя была в недавнем прошлом. Ну какие там реальные 4% по кредиту, когда вон выше по вкладам в 4 раза больше банки предлагают. А чтобы заработать, банкам надо дешевле привлекать деньги и дороже их отдать в долг, с этим мы уже с вами разобрались (https://t.me/svinfin/2426) в одном из прошлых постов.

ФАС признала недостоверной рекламу Райффайзенбанка с упоминанием кэшбэка на все. Возможно, вы тоже помните такую песенку — и на это, и на то — кэшбэк на все. Служба резонно заметила, что на самом-то деле бонусные рубли начислялись не на все виды операций, о чем зрителей как следует не предупредили. У каждого банка в тарифах или условиях программы лояльности четко прописаны исключения, за которые бонусов не будет. Как минимум это всякие финансовые операции, а также многие не дают кб за оплату мобильной связи, интернета, лотерей, казино и так далее.

Альфа-банк опять привлек внимание ФАС, на этот раз рекламой про «лучший мобильный банк». Много лет назад компании постоянно называли себя самыми лучшими, а свои товары — самыми выгодными и все такое. Но потом такая нездоровая практика привлекла внимание государства. Лучшими себя называть разрешили, но только со ссылкой на конкретные доказательства. Вот и Альфа-банк сослался на рейтинг компании Markswebb. Но эта информация была указана очень мелким шрифтом, вот это и не понравилось ФАС.

Вообще говоря, чаще всего в таких нарушениях в рекламе замечен за последние годы как раз Альфа-банк, постоянно мелькающий в подобных новостях о проверках ФАС. А банк-то неплохой, кэшбэк там по акциям довольно выгодный бывает. Главное — ориентироваться не на замануху по ТВ или реклaмные баннеры в сети, а на файлы с условиями обслуживания и тарифами, а также на условия временной акции. И смотреть уже, интересно ли вам предложение с учетом всех вводных. Впрочем, это касается и выбора любых продуктов других банков тоже.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Свинкины финансы».

Свинкины финансы - колонка Екатерины Белкиной на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Екатерина Белкина
Екатерина Белкина Эксперт по финансам