Оставить комментарий Распечатать

Порядок уведомления о возникшем конфликте интересов

Размер шрифта:

Уведомление и дальнейшее урегулирование конфликта интересов (КИ) — это мера, которая помогает обнаружить и избежать нарушений, которые могут привести к материальным потерям организации (и не только, если дело касается проверяющих органов), а также помогает избежать совершения работниками каких-то противоправных действий, связанных с выполнением своих трудовых обязанностей.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Конфликт интересов возникает, когда чиновник или сотрудник бизнеса могут получить личную выгоду от своих решений.
  2. В государственных органах зафиксированы чёткие случаи, когда нужно сообщить о конфликте, например, при получении взятки или превышении полномочий.
  3. В коммерческих компаниях сотрудники также должны уведомлять, если сделка будет выгодна лично руководителю, а не всей компании.
  4. Любая организация должна иметь свои правила, по которым сотрудники сообщают о конфликтах интересов.
  5. Если не сообщить в установленный срок, сотрудника могут уволить.

Основания для уведомления о конфликте интересов

Основания для уведомления о возникшем конфликте интересов зависят от того, в какой организации они возникли: в частной или государственной.

Государственные организации

В соответствии с п. 1 ст. 19 закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", конфликт интересов на госслужбе — это ситуации, в которых личная заинтересованность работника влияет или может влиять на беспристрастное, объективное и надлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и должностных полномочий. В результате такой конфликтной ситуации возникает риск нанесения вреда государственным интересам, интересам граждан, общества, организации.

Основаниями для сообщения о КИ со стороны госслужащих могут быть:

Например, если работник, являясь представителем проверяющей или контролирующей организации, закрывает глаза на нарушения, преследуя при этом свои материальные выгоды, которые впоследствии будут получены, либо является близким лицом или родственником представителя другой стороны.

Исходя из моего опыта, могу сказать, что распространенной областью для возникновения конфликта интересов являются государственные закупки. На предыдущем месте работы я являлась одним из членов закупочной комиссии, и одним из первых пунктов проверки заявок у нас была проверка связей заявившихся на закупку поставщиков с принимающими решение сотрудниками организации.

Ну и, помимо лоббирования интересов близких людей, где, к примеру, братья могут быть со стороны заказчика и поставщика, до сих пор не исчезла практика «откатов» за продвижение кандидатуры того или иного поставщика.

Может пригодиться:

Коммерческие организации

В бизнесе КИ обычно строится на одном основании — заключаемая сделка интересна и выгодна, в первую очередь, лицу, принимающему решение, а не организации в целом (ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ). Их еще называют сделки с личной заинтересованностью.

В лучшем случае, при заключении таких сделок компания недополучит какую-то прибыль, в худшем — может понести ущерб. И не только сама компания, но и ее учредители и акционеры.

Однако, в соответствии с п. 7 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 2 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ, для сделок с личной заинтересованностью есть ряд исключений:

  • сделка совершается лицом, владеющим всем пакетом акций и являющимся руководителем организации;
  • сделка совершается в процессе повседневной хоздеятельности, и аналогичные сделки неоднократно проводятся в течение длительного времени;
  • сделка совершается на открытых торгах, если условия проведения торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
  • операции совершаются во время реорганизации через слияние или присоединение;
  • выкуп обществом собственных акций или покупка собственных облигаций;
  • размещение облигаций подпиской, доступной неограниченному кругу лиц;
  • размещаются акции общества и эмиссия ценных бумаг, конвертируемых в акции общества;
  • в сделке заинтересованы все учредители и акционеры;
  • сумма сделки не превышает 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.

В целом, независимо от вида организации, основанием для отнесения ситуации к КИ с последующим сообщением о нем является наличие трех главных факторов:

1. Личная заинтересованность. Ситуации, когда сотрудник организации или лица, связанные с ним, могут извлечь какие-либо выгоды от принятия какого-то решения (денежное или материальное обогащение, получение имущественных прав, встречных услуг и пр.).

ВАЖНО!
Связанными лицами могут стать не только родственники, но и люди и организации, с которыми работник связан имущественными, корпоративными и другими близкими отношениями.

2. Получение выгоды. Этот фактор напрямую вытекает из личной заинтересованности. Если лицо в ходе совершения своих действий не получил никакой для себя выгоды, то ситуация не может считаться КИ и нет смысла о ней уведомлять.

3. Наличие соответствующих полномочий. Работник должен располагать соответствующими полномочиями для принятия решения, повлекшего возникновение КИ.

Также пригодится:

Кого и когда уведомлять о конфликте интересов

Единого установленного порядка уведомления о конфликте интересов нет. Организации утверждают его своими локальными положениями. Также порядок может регулироваться отдельными законами для соответствующего вида организации.

Однако, в соответствии с законом о госслужбе, госслужащий обязан уведомить работодателя о возникновении КИ сразу же, как только ему стал известен этот факт.

В частных организациях работник обычно должен сообщить об этом факте членам совета директоров, единоличному владельцу, контролирующим организацию лицам, лицам, у которых имеется право влиять на деятельность данной организации.

Как правильно уведомить о конфликте интересов

Форма уведомления также утверждается локально. Однако есть ряд данных, которые необходимо указать при составлении уведомления:

  • Ф.И.О. и должность руководителя организации;
  • Ф.И.О. и должность человека, составившего уведомление;
  • суть ситуации, повлекшей или способствующей дальнейшему возникновению КИ;
  • меры, которые работник может предпринять или уже предпринял для устранения КИ;
  • выразить желание или нежелание присутствовать на заседании комиссии по урегулированию КИ;
  • дата и подпись.

Также к уведомлению необходимо приложить документы, подтверждающие изложенную информацию.

ВАЖНО!
Если госслужащий знал о возникновении конфликта интересов, но не сообщил о нем работодателю, то в случае вскрытия этого факта к нему могут применить наказание в виде увольнения (п. 3.2 ст. 19 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Уведомление о возникновении КИ можно отдать лично руководителю либо направить почтой с сообщением о получении. При передаче уведомления лично необходимо, чтобы обращение было зарегистрировано, и работнику на руки была выдана копия с отметкой о получении.

Срок уведомления о возникшем конфликте интересов

Срок уведомления о возникновении КИ диктует утвержденный организацией порядок. Часто уведомление о КИ происходит уже постфактум. При этом есть единый срок рассмотрения таких уведомлений, и он не должен превышать 45 календарных дней.

Однако для ООО и АО существует единый утвержденный срок уведомления о ставшем известным конфликте интересов, и он составляет 15 дней с момента выявления этого факта (п. 3 ст. 45 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 81 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Читайте также: как работает комиссия по урегулированию конфликта интересов

Часто задаваемые вопросы про конфликт интересов

  • 2024-05-06 12:02:38
    К конфликту интересов можно также отнести случаи, когда учитель является одновременно и репетитором ученика, т. к. он не будет заинтересован в справедливой оценке знаний ученика, который платит ему деньги за репетиторство.
Оставить комментарий Распечатать
Сыропятова Ольга