Порядок возврата товара покупателем поставщику зависит от того, какую продукцию возвращают — качественную или некачественную. Для бракованных товаров действуют особые правила.
В каких случаях возвращают товар продавцу
Для оформления возврата товара поставщику нужна веская причина. Операцию производят, если:
- Качество не соответствует условиям договора или законодательным требованиям (ст. 469 ГК РФ).
- Продавец поставил не тот ассортимент — модель, цвет, размер (п. 1 ст. 467, п. 1, 2 ст. 468 ГК РФ).
- Заказчик выявил при приемке неверное количество или комплектность (п. 2 ст. 465 ГК РФ).
Какие документы оформить для возврата
Основные документы, оформляемые при возврате товара поставщику, — уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке или соглашение о расторжении договора, если бракованная вся поставка или отдельная ее часть. Эта документация подтверждает основания возврата. Кроме того, надо подготовить возвратную накладную — унифицированную ТОРГ-12 или собственный бланк покупателя, закрепленный в учетной политике (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).
После возврата продукции продавец выставляет корректировочный счет-фактуру или другой возвратный документ с корректировкой (п. 10 ст. 172 НК РФ, письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021). Если изначально передали изделия по универсальному передаточному документу со статусом 1, то возвращение оформляют через корректировочный универсальный документ или КСФ (письма ФНС № ММВ-20-15/86@ от 17.10.2014, УФНС № 24-23/3/080514@ от 13.05.2020).
Может пригодиться: особенности возврата товара поставщику на УСН
Есть и другие правила, которые надо учитывать при оформлении возврата:
- Если возвращаете товары в рамках нового договора, то составлять корректировочный счет-фактуру не надо. В такой ситуации бывший покупатель становится новым продавцом, а бывший продавец — новым покупателем. Возвратную операцию проводят так: новый продавец выставляет обычную счет-фактуру по реализации, а новый покупатель оформляет приход продукции (п. 3 ст. 168 НК РФ, письма Минфина № 03-07-09/4850 от 28.01.2020, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).
- Если возвращаете бракованные товары. Покупатель оформляет подтверждающие документы, делает возвратную накладную и акт о несоответствии качества. Нарушения актируют унифицированными ТОРГ-2 или ТОРГ-3 или формами собственной разработки, которые утверждены в учетной политике. При получении некачественных изделий поставщик формирует КСФ (п. 1.4 письма ФНС № СД-4-3/20667@ от 23.10.2018, письмо Минфина № 03-07-11/6171 от 04.02.2019). Корректировку надо выставить в течение 5 дней после составления акта о несоответствии.
Как вернуть качественные товары
Если покупатель оплатил поставку и делает возврат качественного товара поставщику, то он вправе потребовать назад деньги. Заказчик сможет отказать в приемке из-за несоответствия ассортимента или из-за просроченной поставки товарной партии (п. 1 ст. 468, п. 3 ст. 511 ГК РФ).
Обычно стороны прописывают проведение возвратных операций в договоре. Но если порядок не согласовали, то руководствуйтесь — инструкция возврата товара поставщику и оплаты по нему:
- Подготовьте документы, подтверждающие основания для возвращения. Передайте их продавцу.
- Оформите возвратную операцию и верните номенклатуру продавцу.
- Отправьте контрагенту письмо с требованием вернуть оплату. По правилам поставщик возвращает деньги в течение 7 дней после получения требования (п. 2 ст. 314 ГК РФ).
- Направьте претензию, если продавец не вернул оплату в семидневный срок.
- Подайте иск в суд, если продавец не удовлетворит претензию в течение 30 календарных дней. Но помните, что подавать в суд нельзя, пока поставщик не заберет то, от чего вы отказались (п. 3 ст. 328 ГК РФ).
В Гражданском кодексе не прописан срок возврата товара поставщику, но если заказчик принял ассортимент на ответственное хранение, то он вправе вернуть его после окончания разумного срока, в который поставщику надо вывезти или распорядиться возвращенной партией (ст. 514 ГК РФ). Если же срок возврата прописан в договоре, то руководствуйтесь им (ст. 309, п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы правильно оформить документы по возврату.
Минфин разъяснил, как оформить возврат товара поставщику, если возвращаете качественную номенклатуру, — как обратную реализацию. В таком случае стороны составляют новое соглашение, где заказчик становится продавцом, а поставщик — покупателем. Обратную реализацию надо учесть как обычную продажу по новому договору: начислить НДС и выставить счет-фактуру на отгрузку. А для налога на прибыль — признать выручку и списать стоимость изделий в расходы (письма Минфина № 03-03-06/1/79496 от 06.11.2018, № 03-03-06/1/67181 от 20.08.2021).
В таблице — проводки по возвращению продавцу качественной продукции.
Проводка |
Операция |
---|---|
Дт 41 Кт 60 |
Продукцию приняли к учету |
Дт 19 Кт 60 |
Учли входной НДС |
Дт 68 Кт 19 |
Провели вычет по НДС |
Дт 62 Кт 90.1 |
Отразили выручку по возвращенным продуктам |
Дт 90.3 Кт 68 |
Учли НДС по возвращенным продуктам |
Дт 90.2 Кт 41 |
Учли возвратную стоимость |
Для дома, для семьи: как вернуть товар, купленный в интернет-магазине
Как вернуть некачественные товары
Если проводите возврат некачественного товара поставщику, то действуйте по другому алгоритму.
Шаг 1. Составьте акт по унифицированной форме ТОРГ-1, ТОРГ-2, М-7 или в произвольном виде с указанием обязательных реквизитов для первички. Укажите причину несоответствия — производственный брак, поставка поломанных изделий. Подготовьте другие возвратные документы и передайте поставщику.
Кстати: как составить акт ТОРГ-2
Шаг 2. Подготовьте претензионное письмо с требованием вернуть деньги. Укажите основания, по которым возвращаете продукцию, и определите возвратную сумму. Сошлитесь на условия договора поставки и укажите реквизиты документа об оплате. В этом же письме попросите забрать бракованные изделия, это не нарушение.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Шаг 3. Передайте поставщику претензионное письмо и акт о недостатках.
Шаг 4. Оформите передачу возвратной накладной ТОРГ-12 или собственным первичным документом.
Шаг 5. Если поставщик не вернул деньги после первого письма, то направьте ему еще одну претензию. Это часть досудебного урегулирования разногласий, она обязательна при исполнении договоров.
В претензии надо подробно расписать, от каких изделий отказался заказчик и по какой причине. Сформулируйте условие о возврате оплаты, рассчитайте сумму и укажите счет, на который надо вернуть деньги. Напишите, что, если продавец не вернет денежные средства, вы обратитесь в суд.
В пояснениях Минфина указано, как сделать возврат товара поставщику, если он поставил некачественный товар, — подготовить претензию, акты и возвратную накладную. А НДС, принятый к вычету по возвращенным продуктам, восстановить по корректировочному счету-фактуре от поставщика (письмо Минфина № 03-03-06/1/67181). А вот для налога на прибыль по бракованным изделиям, которые вернули поставщику, ни доходов, ни расходов не возникает.
В бухгалтерском учете надо показать выбытие продукции и восстановление налога на добавленную стоимость. Мы собрали все проводки в таблице.
Проводка |
Операция |
---|---|
Брак обнаружили при приемке |
|
Дт 002 |
Брак приняли на хранение |
Кт 002 |
Брак вернули поставщику |
Брак обнаружили после приемки |
|
Дт 41 Кт 60 |
Продукцию приняли к учету |
Дт 19 Кт 60 |
Отразили входной НДС |
Дт 60 Кт 76.2 |
Внесли коррективы в расчеты с продавцом |
Дт 76.2 Кт 41 |
Вернули брак |
Дт 76.2 Кт 68 |
Восстановили НДС по бракованным товарам |
-
Задорожнева Александра
2022-08-01 14:13:48Если поставщик просрочил возврат оплаты за товары, то заказчик может взыскать с него проценты за пользование чужими деньгами. Проценты рассчитываются от суммы долга по ключевой ставке Банка России, но в договоре можно предусмотреть и другой порядок. Проценты начисляют со дня, когда поставщик узнал о том, что надо вернуть деньги заказчику.