Верховный суд о госзакупках. День за днем. 28.08.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно комиссии банков за выдачу независимых гарантий, требований к аккредитации участников закупок на оказание услуг по поверке средств измерений, и учета трудовых договоров по совместительству при оценке заявок участников открытого конкурса.

Комиссия банка за выдачу независимой гарантии не является прямыми убытками при отказе в заключении контракта

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что комиссия банка за выдачу независимой гарантии в целях обеспечения заявок участников закупок для участия в торгах не является прямыми убытками таких участников в случае отклонения их заявок Заказчиками из-за признания независимых гарантий не соответствующими требованиям части 8.2 статьи 45 Закона № 44-ФЗ и незаключения госконтрактов, т.к. данные расходы являются его предпринимательским риском (часть 1 статьи 2 ГК РФ), поскольку обязанность по несению таких расходов отнесена на участников закупок положениями Закона № 44-ФЗ. В силу вышеизложенного, указанная банковская комиссия не может быть взыскана с Заказчика. Обеспечение заявки для участия в торгах является необходимым и безусловным элементом стадии заключения государственного контракта, необходимость в получении независимой гарантии в качестве обеспечения заявки для участия в торгах возникла у участника закупки в силу требований Закона № 44-ФЗ, а не действий Заказчика.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 августа 2024 года № 307-ЭС24-11064 по делу № А56-37391/2023, Постановление АС Северо-Западного округа от 07 мая 2024 года по делу № А56-37391/2023.

Требования к аккредитации участников закупок на оказание услуг по поверке средств измерений

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что отсутствие требований заказчика к участникам закупки по № 44-ФЗ (на оказание услуг по поверке средств измерений для нужд заказчика) о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие у них аккредитации на поверку всех средств измерений, указанных в техническом задании, не соответствуют положениям Закона № 44-ФЗ. Заказчик нарушил требования статей 33, 42 Закона 44-ФЗ и неправомерно не установил к участникам закупки требования о наличии действующей выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) и области аккредитации на право поверки средств измерений, определяющего его техническую компетентность в отношении объекта закупки.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Федерального закона № 102-ФЗ аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с Законом № 102-ФЗ. К указанным работам и (или) услугам относится, в том числе, поверка средств измерений. Порядок и условия аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений, требования к проведению процедуры аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений регламентированы Законом № 412-ФЗ. Аккредитацию в этой сфере осуществляет Росаккредитация в соответствии с Законом № 412-ФЗ.

По результатам проведенной аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона № 412-ФЗ решение об аккредитации или отказе в аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации. В силу пункта 9 статьи 4 Закона № 412-ФЗ область аккредитации — сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями. Результатом прохождения процедуры аккредитации является выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) — документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования (пункт 2 статьи 4 Закона № 412-ФЗ).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 августа 2024 года № 308-ЭС24-14897 по делу № А63-13321/2023, Решение АС Ставропольского края от 10 ноября 2023 года по делу № А63-13321/2023.

Учет трудовых договоров по совместительству при оценке заявок участников

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики не вправе не учитывать трудовые договоры по совместительству при оценке заявок участников открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ по отбору аудиторской организации для оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти участники закупки не представили трудовые книжки, т.к. информация о работе по совместительству вносится в трудовые книжки по желанию работника. Статьей 60.1 Трудового кодекса РФ закреплено, что работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Согласно статьи 66 ТК РФ, сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству, только по желанию работника.

ВАЖНО!
Если в трудовых договорах лиц, не зачтённых в качестве опыта, указано, что трудоустройство у участника закупки (ООО...) является работой по совместительству, то отсутствие записи в трудовых книжках не может свидетельствовать о неподтверждении работы сотрудников у такого участника закупки, в случае отсутствия в конкурсной документации условия, что к оценке принимаются только трудовые книжки, в которых присутствует запись о том, что аудитор является работником участника закупки.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 26 августа 2024 года № 303-ЭС24-15250 по делу № А51-3652/2023, Решение АС Приморского края от 07 ноября 2023 года по делу № А51-3652/2023.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.