Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Верховный суд о госзакупках. День за днем. 25.08.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно оплаты фактически выполненных работ, осуществления закупок медицинского оборудования у единственного поставщика, сортировки ТКО, права заказчика на альтернативное удовлетворение при устранении недостатков и взыскания неустойки с подрядчика при нарушении сроков начала работ.

Навигация

Оплата фактически выполненных работ по контракту

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что согласно положениям Закона № 44-ФЗ оплате подлежат фактически выполненные работы. Подрядчик (Исполнитель) не вправе требовать выплаты полной договорной цены в случае невыполнения согласованного объема работ. При этом в госконтракте на аренду автомобилей с водителем подача транспортных средств арендодателем Заказчику (Арендатору) с целью исполнения контракта не является основанием для вывода об исполнении обязанности передать объект аренды Арендатору, т.к.:

  • обязательства по внесению арендной платы возникают с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращаются после возврата имущества;
  • путевые листы не входят в комплект отчетной документации по контракту и не могут подтверждать передачу объектов аренды в распоряжение Заказчика (Арендатора);
  • формой отчетности является акт сдачи-приемки;
  • Арендодатель не исполнил обязанность, предусмотренную контрактом, по предоставлению транспортных средств точно по адресу, а также не оформил парковочные карты в соответствии с условиями контракта;
  • сам по себе формальный документооборот в отсутствие факта передачи транспортных средств в аренду Заказчику (Арендатору) не является основанием для возложения на Заказчика (Арендатора) обязанности по оплате арендной платы и, как следствие, пени за просрочку в ее оплате.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 22 августа 2024 года №305-ЭС24-10714 по делу №А40-89149/2022.

Закупки медицинского оборудования у единственного поставщика

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при осуществлении Заказчиками закупок медицинского оборудования у единственного поставщика (до 31 декабря 2023 года), определенного распоряжением правительства РФ, контракты заключаются в рамках действия статьи 15 Закона № 46-ФЗ от 08.03.2022 года и Постановления № 339 от 10.03.2022 года и не регулируются Законом № 44-ФЗ и № 135-ФЗ, что позволяет осуществлять закупки указанного товара по цене выше рыночной, не применяя методы обоснования цены контракта, предусмотренные статьей 22 Закона № 44-ФЗ, т.к.:

  • в соответствии со статьей 111 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 данного Закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом;
  • Постановление Правительства РФ № 339 от 10.03.2022 года принято в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 46-ФЗ, согласно которой в период до 31.12.2023 года, включительно, Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях;
  • Частью 6 статьи 15 Закона № 46-ФЗ определено, что запреты, установленные статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, не распространяются на отношения, связанные с принятием в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ актов Правительства Российской Федерации и актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, а также на отношения, связанные с осуществлением заказчиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими актами;
  • распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 № 2719-р и распоряжение от 18.02.2023 № 402-р об определении акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком осуществляемых Фондом социального страхования РФ закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения для обеспечения инвалидов в 2022, 2023 годах не определяет цену товара и не запрещает поставку товара с улучшенными характеристиками;
  • обоснование цены контракта, которое является неотъемлемой частью контракта, заключаемого в рамках применения статьи 15 Закона № 46-ФЗ и Постановления № 339, не обязательно должно быть подготовлено в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ;
  • поскольку нормативные документы, на основании которых были заключены спорные контракты, не определяют порядок подготовки обоснования цены контракта, но при этом устанавливают, что при планировании закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных в соответствии с частями 1 и 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ, и при исполнении контрактов, заключенных при осуществлении таких закупок, применяются положения Закона № 44-ФЗ (часть 3 статьи 15 Закона № 46-ФЗ), заказчиком обоснование цены контракта по данным контрактам осуществлено в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ и распоряжением № 2719-р;
  • нормативные акты, в рамках которых подготовлено и применяется распоряжение № 2719-р, не обязывают заказчика проводить дополнительно изучение действующего рынка с целью определения цены закупаемых товаров на момент заключения контракта в рамках данного распоряжения, а также не устанавливают никаких дополнительных ограничений для применения распоряжения № 2719-р.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 20 августа 2024 года №302-ЭС24-7938 по делу №А78-6743/2023, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2024 года по делу №А78-6743/2023.

Сортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) и нормативные последствия

Верховный суд РФ разъяснил, что сам процесс сортировки ТКО, осуществляемый региональными операторами по сбору твердых коммунальных отходов (ТКО), является не производственным процессом с целью получения новой продукции (товаров), а частью технологического процесса по захоронению ТКО и снижению класса опасности захораниваемых отходов, что уменьшает НВОС (негативное воздействие на окружающую среду), т.к.:

  • сортировка твердых отходов (ТКО) не классифицируется как обрабатывающее производство;
  • к отходам перерабатывающей промышленности относятся только те отходы, которые образованы в результате преобразования материала, сырья в процессе работы в какой-либо продукт, изготовления чего-либо из какого-либо материала, сырья; указанное обусловлено тем, что в ходе переработки существенным образом меняется химический состав материалов, их агрегатное состояние и физико-химические свойства;
  • осуществляемая региональными операторами по сбору ТКО обработка отходов (то есть в соответствии с Законом № 89-ФЗ — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку) в данном случае не относится к обрабатывающим производствам и, как следствие, к перерабатывающей промышленности;
  • отнесение Законом № 488-ФЗ сбора и утилизации отходов к промышленному производству не дает правовых оснований считать, что деятельность региональных операторов по обращению с отходами «остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически не опасные» относится к перерабатывающей промышленности, а следовательно, не влечет применение при расчете платы за НВОС повышенной ставки 40,1.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 22 августа 2024 года №306-ЭС24-3417 по делу №А72-17037/2022.

Недопустимость двойного обременения подрядчика при устранении недостатков

Верховный суд РФ разъяснил, что Заказчик по государственному контракту на подрядные работы не вправе одновременно требовать с Подрядчика уменьшения стоимости выполненных работ на сумму некачественных работ и возмещение своих расходов на устранение недостатков работ, т.к.:

  • одновременное применение Заказчиком двух способов защиты возлагает на Подрядчика двойное обременение и ставит Заказчика в лучшее положение, чем существовавшее до нарушения права, поскольку Заказчик может получить как представляющий потребительскую ценность результат работ, так и убытки, предназначенные для устранения дефектов в сданных работах;
  • применение указанных способов защиты должно осуществляться альтернативно с целью восстановления положения Заказчика, исключая получение им необоснованной выгоды;
  • одновременное применение нескольких способов защиты, предусмотренных пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), недопустимо и влечет лишение Подрядчика права получить надлежащую оплату стоимости качественно выполненных работ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 23 августа 2024 года №305-ЭС24-8727 по делу №А40-237271/2021.

Расторжение контракта при непринятии подрядчиком работ в срок

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если Подрядчик не приступил к выполнению контракта (договора) в установленный срок, то Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть такой контракт (договор) и взыскать с Подрядчика предусмотренную контрактом (договором) неустойку в размере 15% от цены контракта (договора). При этом у суда нет основания для снижения такой неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

ВАЖНО!
Обязательство Подрядчика начать выполнение Работ в срок, определенный Контрактом, является безусловным и подлежит исполнению Подрядчиком вне зависимости от исполнения Заказчиком обязательства по уплате аванса. Кроме этого, Подрядчик не вправе ссылаться на несогласование Заказчиком проекта производства работ, если не извещал Заказчика о приостановлении работ в порядке, предусмотренном статьями 716, 719 ГК РФ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 23 августа 2024 года №А56-53605/2023 по делу №А56-53605/2023, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2024 года по делу №А56-53605/2023.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Закупочная практика день за днем — колонка Александра Кулакова: ответы по темам
1 вопрос
16 мая 2025
Туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле

Обсуждаем, как расчитывается туристический налог на размещение сотрудников- вахтовиков в хостеле.

1 вопрос
54
1 вопрос
14 мая 2025
Как уволить умершего сотрудника без свидетельства о смерти

Обсуждаем, как правильно сделать выплаты и уволить сотрудника, который был мобилизован и погиб.

1 вопрос
222
1 вопрос
30 апреля 2025
Расчет среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки

Обсуждаем, как меняется порядок расчета среднего заработка сотрудника при отпуске за свой счет во время командировки.

1 вопрос
893
1 вопрос
30 апреля 2025
Как составить согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны?

Обсуждаем, что включить в согласие на обработку персональных данных, чтобы оно соответствовало требованиям ФНС по раскрытию налоговой тайны.

1 вопрос
1021
1 вопрос
28 апреля 2025
Нюансы оформления безвозмездной аренды помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения

Разбираемся, как оформить безвозмездную аренду помещения для АНО, чтобы избежать налогообложения.

1 вопрос
826
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте