Верховный суд о госзакупках. День за днем. 25.06.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно права победителя госзакупки на возмещение упущенной выгоды, ответственности исполнителя за недостатки проектной документации, оплаты дополнительных работ без изменения контракта, исковой давности по взысканиям за переплату по контракту, а также освобождения от ответственности подрядчика за неисполнение обязательств в силу непреодолимой силы.

Навигация

Возмещение упущенной выгоды победителем госзакупки

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что убытки победителя госзакупок, возникшие в форме упущенной выгоды от незаключенных из-за сбоя программного обеспечения на ЭТП госконтрактов (в т.ч. транспортных расходов, расходов по оплате банковских гарантий и перечислению денежных средств оператору электронной площадки за участие в аукционах) и последующего признания победителя закупки уклонившимся от заключения контрактов, не могут быть взысканы с Заказчика даже после признания таких протоколов незаконными в суде, т.к. упущенная выгода не является реальным ущербом, а часть 23 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривает возможность требовать других убытков, за исключением фактически понесенного ущерба.

Таким образом, стороне контракта, исходя из правил специального Закона № 44-ФЗ, регулирующего спорные правоотношения, не предоставляется право требования возмещения упущенной выгоды с учетом определения понятия «убытки», содержащегося в пункте 2 статьи 15 ГК РФ, то есть неполученных доходов, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (Определение Верховного Суда РФ от 16.03.2020 № 301-ЭС19-13536 по делу № А11-16565/2018).

Документы: Определение Верховного суда РФ от 14 июня 2024 года № 305-ЭС24-9071 по делу № А40-13454/2023, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2023 года по делу № А40-13454/2023

Ответственность исполнителя за недостатки проектной документации

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если недостатки проектной документации выявлены в процессе строительства объекта, то убытки Заказчика, возникшие в связи с их устранением недостатков проектной документации, подлежат возмещению Исполнителем, который разработал указанную проектно-сметную документацию.

Исполнитель несет ответственность и гарантийные обязательства за недостатки технической документации, в том числе и за те, которые обнаружены в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации.

Документы: Определение Верховного суда РФ от 17 июня 2024 года № 307-ЭС24-9304 по делу № А05-5128/2022, Решение АС Архангельской области от 14 августа 2023 года по делу № А05-5128/2022

Оплата дополнительных работ без изменения контракта

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что согласование подрядчиком по госконтракту дополнительных работ с сотрудником Заказчика (инженером) не подтверждает соблюдение процедуры заключения контрактов или согласования выполнения дополнительных работ в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в связи с чем такие работы оплате не подлежат.

По общему правилу, без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение Подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность Заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы (см. Определения Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 303-ЭС15-13256, от 11.03.2020 № 303-ЭС19-21127).

ВАЖНО!
Из характера допработ, указанных в представленных документах (односторонне подписанные Заказчиком договоры и акты выполненных работ, подписанные от имени учреждения не инженером), видно, что они являлись работами, которые возможно было запланировать (по текущему ремонту и обслуживанию инженерных сетей, а также обследованию здания), как в рамках размещения заказа на торгах, так и в порядке размещения заказа у единственного поставщика. В отсутствие доказательств размещения заказа на названный вид работ в установленном законом порядке, они не могут быть оплачены, а их возможное выполнение, в отсутствие договоров, заключенных в установленном порядке, является предпринимательским риском подрядчика (статья 2 ГК РФ).

Документы: Определение Верховного суда РФ от 18 июня 2024 года № 310-ЭС24-9399 по делу № А62-9508/2022, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2023 года по делу № А62-9508/2022

Исковая давность и взыскание неосновательного обогащения

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что иск Заказчика о взыскании неосновательного обогащения на стороне Подрядчика по госконтракту не может быть удовлетворен судом по истечении трехлетнего срока исковой давности, в т.ч. если Заказчик узнал о переплате по контракту в ходе проверки, проведенной управлением федерального казначейства уже после приемки работ, а также, если до истечения срока исковой давности по делу о взыскании неосновательного обогащения с Подрядчика другим судом было установлено наличие у Заказчика обязанности оплатить спорные работы после вступления в силу решения другого суда, что произошло спустя два года после приемки спорных работ Заказчиком.

Документы: Определение Верховного суда РФ от 20 июня 2024 года № 303-ЭС24-9294 по делу № А51-13036/2023, Постановление АС Дальневосточного округа от 12 марта 2024 года по делу № А51-13036/2023

Завышение стоимости работ при капремонте

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что включение в локальные сметные расчеты при выполнении капремонта общего имущества в МКД коэффициента 1,2, который не предусмотрен документацией о закупках по 44-ФЗ, вместо НДС 20%, а также оплата выполненных работ с применением указанного коэффициента (1,2), противоречит действующему законодательству и приводит к завышению стоимости принятых к оплате работ.

СУТЬ НАРУШЕНИЯ: справки КС-3 приняты к оплате без начисления НДС к стоимости реализуемых работ, акты КС-2 приняты с применением коэффициента перехода к цене контракта, фактически подменяющего НДС, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 2, 4, 5 части 2 статьи 182 и части 2 статьи 190 ЖК РФ, статьи 309, пункта 1 статьи 709 и пункта 1 статьи 743 ГК РФ, пунктов договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Документы: Определение Верховного суда РФ от 20 июня 2024 года № 308-ЭС24-9807 по делу № А22-391/2023, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26 марта 2024 года по делу № А22-391/2023

Освобождение подрядчика от ответственности за неисполнение обязательств

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что для освобождения от ответственности Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) по договору (контракту) за неисполнение своих обязательств он должен доказать:

  1. наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы, к которым не относятся:
    • отсутствие у Подрядчика (Поставщика, Исполнителя) необходимых денежных средств,
    • нарушение обязательств контрагентами Подрядчика (Поставщика, Исполнителя),
    • неправомерные действия представителей Подрядчика (Поставщика, Исполнителя);
  2. наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
  3. непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  4. добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков;
  5. представить заключение от торгово-промышленной палаты об обстоятельствах непреодолимой силы, наступивших на территории соответствующего субъекта РФ.

Документы: Определение Верховного суда РФ от 20 июня 2024 года № 305-ЭС24-9585 по делу № А40-77476/2023, Решение АС города Москвы от 05 сентября 2023 года по делу № А40-77476/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.