Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по вопросам возмещения подрядчику стоимости выполненных работ при отсутствии бюджетного финансирования, прав заказчика оспаривать объем и качество работ после их приемки, а также запрета на включение дополнительных коэффициентов в стоимость для подрядчиков на упрощенной системе налогообложения.
Навигация
Оплата работ с учетом удорожания — бюджетное финансирование не освобождает от обязательств
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что само по себе отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не может являться основанием для отказа подрядчику в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания, размер которого подтвержден положительным заключением государственной экспертизы сметной стоимости контракта. Закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создаёт надлежащие условия для реализации норм, закреплённых в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более — лишать их юридической силы.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 июля 2025 года № 303-ЭС25-5949 по делу № А73-5260/2024, Постановление АС Дальневосточного округа от 05 мая 2025 года по делу № А73-5260/2024
Оспаривание объема и стоимости работ заказчиком после приемки — условия и последствия
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что наличие акта приёмки работ, выполненных в рамках госконтрактов, не лишает заказчика права заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости этих работ, если впоследствии контрольным органом установлено, что часть принятых работ выполнена не в полном объеме, при условии, что в таком контракте предусмотрено право заказчика ссылаться на недостатки работ (также выявленные после окончания срока действия контракта), в том числе в части объема и стоимости этих работ, по результатам проведённых уполномоченными контрольными органами проверок использования денежных средств соответствующего бюджета субъекта РФ. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика соразмерного уменьшения установленной за работу цены.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 июля 2025 года № 305-ЭС25-6301 по делу № А40-68005/2024, Решение АС города Москвы от 27 сентября 2024 года по делу № А40-68005/2024
Недопустимость применения повышающих коэффициентов для подрядчиков на УСН
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если в сводном сметном расчете, послужившем основанием для определения цены контракта, предусмотрены все необходимые коэффициенты, иные коэффициенты, в том числе повышающий коэффициент 1,2 (договорной коэффициент), не могут устанавливаться при заключении контракта с подрядчиком, находящимся на УСН, т. к. Закон № 44-ФЗ не содержит норм о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Оплата подрядчику работы по завышенной стоимости является бюджетным нарушением, указанным в пункте 1 статьи 306.4 БК РФ, — нецелевым расходованием бюджетных средств, что требует применения в отношении заказчика мер бюджетного принуждения. Действующее законодательство о контрактной системе, а равно законодательство о градостроительной деятельности, регулирующее порядок подготовки смет на строительство, не предусматривает возможности корректировки локальных и сводных сметных расчетов в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения. Включение в акты о приёмке выполненных работ договорного коэффициента к итогам выполненных объёмов работ, не предусмотренного составленным сводным сметным расчетом и локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34, статьи 95 Закона № 44-ФЗ (см. определения Верховного суда РФ от 14.12.2023 № 307-ЭС23-23974, от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950, от 08.06.2022 № 303-ЭС22-7854, от 28.06.2021 № 309-ЭС21-9555).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 июля 2025 года № 308-ЭС25-6411 по делу № А32-33868/2024, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2025 года по делу № А32-33868/2024
Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:
Важно
СФР расширил перечень корректируемых сведений персучета