Верховный суд о госзакупках. День за днем. 20.07.25

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по вопросам возмещения подрядчику стоимости выполненных работ при отсутствии бюджетного финансирования, прав заказчика оспаривать объем и качество работ после их приемки, а также запрета на включение дополнительных коэффициентов в стоимость для подрядчиков на упрощенной системе налогообложения.

Навигация

Оплата работ с учетом удорожания — бюджетное финансирование не освобождает от обязательств

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что само по себе отсутствие денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не может являться основанием для отказа подрядчику в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания, размер которого подтвержден положительным заключением государственной экспертизы сметной стоимости контракта. Закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создаёт надлежащие условия для реализации норм, закреплённых в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более — лишать их юридической силы.

ВАЖНО!
Добросовестность заказчика в процессе исполнения контракта предполагает принятие всех возможных мер, обеспечивающих возможность увеличения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 июля 2025 года № 303-ЭС25-5949 по делу № А73-5260/2024, Постановление АС Дальневосточного округа от 05 мая 2025 года по делу № А73-5260/2024

Оспаривание объема и стоимости работ заказчиком после приемки — условия и последствия

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что наличие акта приёмки работ, выполненных в рамках госконтрактов, не лишает заказчика права заявить в суде возражения по качеству, объему и стоимости этих работ, если впоследствии контрольным органом установлено, что часть принятых работ выполнена не в полном объеме, при условии, что в таком контракте предусмотрено право заказчика ссылаться на недостатки работ (также выявленные после окончания срока действия контракта), в том числе в части объема и стоимости этих работ, по результатам проведённых уполномоченными контрольными органами проверок использования денежных средств соответствующего бюджета субъекта РФ. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика соразмерного уменьшения установленной за работу цены.

ВАЖНО!
Проведение проверок уполномоченными контрольными органами, а также сформированные ими результаты проверок, являются обстоятельством, влекущим для сторон возникновение прав и обязанностей, то есть соответствующие правовые последствия (см. Определение ВС РФ от 22.12.2021 № 305-ЭС21-7750 по делу № А40-31393/2020, от 20.06.2022 года № 305-ЭС22-2014 по делу № А40-133808/2020).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 июля 2025 года № 305-ЭС25-6301 по делу № А40-68005/2024, Решение АС города Москвы от 27 сентября 2024 года по делу № А40-68005/2024

Недопустимость применения повышающих коэффициентов для подрядчиков на УСН

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что если в сводном сметном расчете, послужившем основанием для определения цены контракта, предусмотрены все необходимые коэффициенты, иные коэффициенты, в том числе повышающий коэффициент 1,2 (договорной коэффициент), не могут устанавливаться при заключении контракта с подрядчиком, находящимся на УСН, т. к. Закон № 44-ФЗ не содержит норм о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Оплата подрядчику работы по завышенной стоимости является бюджетным нарушением, указанным в пункте 1 статьи 306.4 БК РФ, — нецелевым расходованием бюджетных средств, что требует применения в отношении заказчика мер бюджетного принуждения. Действующее законодательство о контрактной системе, а равно законодательство о градостроительной деятельности, регулирующее порядок подготовки смет на строительство, не предусматривает возможности корректировки локальных и сводных сметных расчетов в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения. Включение в акты о приёмке выполненных работ договорного коэффициента к итогам выполненных объёмов работ, не предусмотренного составленным сводным сметным расчетом и локальными сметными расчетами, противоречит требованиям части 1 статьи 34, статьи 95 Закона № 44-ФЗ (см. определения Верховного суда РФ от 14.12.2023 № 307-ЭС23-23974, от 18.04.2023 № 308-ЭС23-3950, от 08.06.2022 № 303-ЭС22-7854, от 28.06.2021 № 309-ЭС21-9555).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 10 июля 2025 года № 308-ЭС25-6411 по делу № А32-33868/2024, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2025 года по делу № А32-33868/2024

Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.