Верховный суд о госзакупках. День за днем. 14.08.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно недопустимости одностороннего увеличения цены контракта, обязательных требований к качеству тротуарной плитки при выполнении дорожных работ, допустимости увеличения расхода материалов без предварительного соглашения и нарушения требований Закона 44-ФЗ при проведении электронного аукциона.

Недопустимость одностороннего увеличения цены контракта

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что само по себе применение Методического руководства Минэкономики России от 04.06.1998 № РД 37.009.015-98 при исполнении госконтракта в целях организации проведения ремонтных работ автомобилей не свидетельствует о возможности его применения и к цене Контрактов в целях её увеличения в одностороннем порядке, если Контрактом не предусмотрено повышение установленной твёрдой цены нормо-часа с применением повышающих коэффициентов, указанных в Методическом руководстве Минэкономики России от 04.06.1998 № РД 37.009.015-98, а также не предусмотрено право Исполнителя в одностороннем порядке изменять эту цену.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 09 августа 2024 года № 305-ЭС24-12706 по делу № А41-54427/2023, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2023 года по делу № А41-54427/2023

Требования к качеству тротуарной плитки при выполнении дорожных работ

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что при выполнении работ по госконтрактам на благоустройству межквартальных или внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек шириной более 2 метров Подрядчики обязаны учитывать возможность проезда по ним транспортных средств с осевой нагрузкой до 8 т (поливомоечные автомобили, автомобили с раздвижными вышками и т.п.), что также предопределяет возможность проезда по спорному межквартальному проезду автомобильного транспорта, для чего применять пункт 6.1 СП 82.13330.2016. «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» и укладывать плитку тротуарную толщиной не менее 80 мм, что соответствует ГОСТ 17608-2017 (группа «В») с показателем класса прочности используемой тротуарной плитки на сжатие — «В30». Поскольку работы подлежали выполнению именно на межквартальном проезде, то использованная при выполнении работ тротуарная плитка должна была соответствовать характеристикам категории «В» — дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды), в соответствии с которым минимальная толщина изделия должна составлять 80 мм. Поэтому, Подрядчикам НЕЛЬЗЯ проводить укладку в межквартальных проездах шириной более 2 метров тротуарной плитки с классом прочности «В22,6», относящийся к группе «А» (Тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта).

ВАЖНО!
Учитывая специфику работ — устройство межквартального проезда, используемых в целях организации и обеспечения безопасности дорожного движения, требования к таким работам являются обязательными и не могут допускать вариативности по соглашению сторон, о чем подрядчик, не мог быть не осведомлен (аналогичная позиция подтверждена в определении Верховного Суда РФ от 26.04.2019 по делу № 306-ЭС19-4878).

Документ: Определение Верховного суда РФ от 08 августа 2024 года № 303-ЭС24-12409 по делу № А04-10604/2022, Постановление АС Дальневосточного округа от 18 апреля 2024 года по делу № А04-10604/2022

Допустимость увеличения расхода материалов без предварительного соглашения

Верховный суд РФ разъяснил, что при выполнении госконтракта на строительство моста Подрядчик может увеличить расход песка на поддержание временной объездной дороги в целях ведения строительства объекта, без предварительного дополнительного соглашения к госконтракту, что не будет являться убытками Подрядчика и может быть дополнительно оплачено Заказчиком (после заключения допсоглашения к контракту), если:

  • некоторые виды работ (отсыпка конуса, укрепительные работы на насыпи и конусах со стороны населенного пункта) не окончены;
  • дорога, на которой строится спорный объект, используется для проезда транспорта фактически круглогодично, без каких-либо ограничений;
  • мостовой переход через реку требует постоянного содержания, особенно в условиях отсутствия дорожной одежды, нахождения в пойменной части реки и воздействия половодья и осадков, в связи с чем наличие песка в теле насыпи в любом случае не будет равняться объему закупленного и перевезенного Подрядчиком песка;
  • Заказчик требовал от Подрядчика проведения работ по укреплению возводимой насыпи, обеспечивающих сохранность земляного полотна;
  • действия должностных лиц подрядчика, направленные на исполнение контракта, а равно на поддержание достигнутого результата и предотвращение еще большего вреда, в данном случае, не признаны недобросовестными и совершенными в ущерб интересам Подрядчика.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 12 августа 2024 года № 301-ЭС24-11157 по делу № А29-3925/2022, Решение АС Республики Коми от 26 июня 2023 года по делу № А29-3925/2022

Нарушение требований Закона 44-ФЗ при проведении электронного аукциона

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что не установление Заказчиком в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ на поставку товара, каким образом участник закупки должен указывать значение показателей характеристики товара со значением «неважно», вводит в заблуждение участников закупки и нарушает часть 3 статьи 7 и пункт 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 13 августа 2024 года № 304-ЭС24-12657 по делу № А45-19477/2023, Постановление АС Новосибирской области от 04 октября 2023 года по делу № А45-19477/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Оставить комментарий Распечатать
Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.