Верховный суд о госзакупках. День за днем. 03.12.2024

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно закупок квартир для переселения из аварийного жилья с требованиями к застройщикам, участия в торгах для юридических лиц, недопустимости заключения контрактов у единственных подрядчиков.

Навигация

Требования к новостройкам при закупках квартир для переселения

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что Заказчики при проведении закупок квартир по 44-ФЗ для реализации государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» вправе устанавливать требования:

  • о дате ввода в эксплуатацию дома, в котором приобретается жилое помещение (не ранее определенного года);
  • о приобретении квартир непосредственно у застройщика в границах городского округа.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 29 ноября 2024 года № 301-ЭС24-22051 по делу №А43-9466/2023, Решение АС Нижегородской области от 22 марта 2024 года по делу №А43-9466/2023

Допуск юридических лиц к участию в торгах на развитие территорий

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что участником торгов на право заключения договора о комплексном развитии незастроенной территории может являться юридическое лицо при условии, что оно само либо взаимосвязанное с ним лицо имеет необходимый опыт участия в строительстве. В силу части 6 статьи 69 Градостроительного кодекса РФ такими лицами являются учредитель (участник) такого юридического лица, или любое из его дочерних обществ, или его основное общество, или любое из дочерних обществ его основного общества.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 29 ноября 2024 года №308-ЭС23-16867 по делу №А53-35526/2022, Решение АС Ростовской области от 08 февраля 2024 года по делу №А53-35526/2022

Недопустимость заключения госконтрактов у единственных подрядчиков

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что заключение государственными казенными учреждениями субъектов РФ (далее — Заказчики) прямых госконтрактов у единственных Подрядчиков на подготовку проектной документации и строительство колледжей, школ и иных образовательных учреждений по части 1 статьи 93 №44-ФЗ и части 2 статьи 15 Закона №46-ФЗ от 08.03.2022 года нарушает положения статей 8, 24 Закона №44-ФЗ, что влечет признание таких контрактов недействительными по искам прокуроров с применением к ним последствий недействительности в виде взыскания с Подрядчиков всех денежных средств, полученных за выполненные работы на счета Заказчиков, т.к. указанными контрактами нарушаются публичные интересы субъекта Российской Федерации, равно как и интересы неопределенного круга лиц (хозяйствующих субъектов), которым в результате заключения таких контрактов (без проведения конкурентных процедур) ограничен доступ на конкурентный рынок. По указанной схеме в Нижегородской области заключено более 13 контрактов у ЕП на сумму свыше 6,3 млрд, которые сейчас проверяются региональным УФСБ и УФАС .

ВАЖНО!
Исходя из предмета контракта в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между необходимостью осуществления закупки у единственного Подрядчика и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, и обоснования срочности осуществления закупки. Таким образом, заключение настоящего государственного контракта с единственным Подрядчиком в указанном порядке противоречит части 58 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 29 ноября 2024 года № 302-ЭС24-22037 по делу №А33-32796/2023, Решение АС Красноярского края от 22 мая 2024 года по делу №А33-32796/2023

Подписывайтесь на телеграм-канал «Закупочная практика».

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.