Верховный суд о госзакупках. День за днем. 02.12.25

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ по признанию необоснованной закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ на строительство школы за счёт субсидии, при отсутствии срочности, чрезвычайности и связи с защитой национальных интересов, а также необходимости применения норм 44-ФЗ при бюджетном финансировании.

Навигация

Строительство школы у единственного поставщика за счёт субсидии признано необоснованным

Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что проведение закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика на строительство школы в субъекте РФ за счёт субсидии из бюджета не может быть обоснованно, если:

  • закупка осуществлена за счёт средств субсидии из бюджета субъекта РФ, выделенной акционерному обществу (Заказчику) в целях возмещения затрат, связанных с исполнением обязательств по инфраструктурному займу, привлечённому на финансирование строительства объекта образования (школы);
  • отсутствует срочность и целесообразность осуществления закупки с единственным подрядчиком с учётом предмета контракта и срока выполнения работ по контракту;
  • конкретные обстоятельства невыполнения плановых объёмов выдачи заёмных средств подрядчику незадолго до окончания финансового года не отвечают установленным законом условиям, при которых у заказчика возникает право осуществления закупки неконкурентным способом;
  • обстоятельства необходимости проведения закупки у единственного поставщика не связаны с защитой национальных интересов в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
  • повысился курс валюты, увеличилась ключевая ставка Банка России и, как следствие, выросли цены на строительные материалы и оборудование;
  • установлены длительные регламентные сроки составления конкурсной документации по каждой позиции перечня технологического оборудования для оснащения объектов;
  • в стране сложилась неблагоприятная экономическая ситуация, связанная с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, но не указано, в чём именно это выразилось и как повлияло на невозможность проведения конкурентных торгов по указанному предмету закупки.
ВАЖНО!
Согласно части 4 статьи 15 Закона о контрактной системе, при осуществлении юридическими лицами закупок за счёт средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, условия предоставления которых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации предусматривают соблюдение положений настоящего Федерального закона, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2, 3, 5, 6 и пункте 7 (в части контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 3 статьи 99 Закона №44-ФЗ) части 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 28.11.2025 №302-ЭС25-12421 по делу №А58-3122/2024, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2025 по делу №А58-3122/2024

Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.