304
Оставить комментарий Распечатать

ФАС России рассказала, как нельзя производить госзакупки компьютеров

Размер шрифта:
Требования к товару могут быть сформулированы так, что создается видимость соответствия закону, а на деле продукция другого производителя отсекается. Федеральная антимонопольная служба представила обзор возможных нарушений и примеры технических спецификаций, которые ведут к ограничению конкуренции.

ФАС России рассказала, как нельзя производить госзакупки компьютеров. Федеральная антимонопольная служба представила обзор возможных нарушений и примеры технических спецификаций, которые ведут к ограничению конкуренции. Разъяснения опубликованы на сайте ведомства. По его мнению, необходимо увеличение числа предложений от производителей компьютеров на базе микропроцессоров разных разработчиков. Это должно привести к снижению цен и экономии бюджетных средств при проведении аукциона. Конкуренция помогает обеспечить наилучший выбор и цену для заказчика. Сейчас требования к товару порой составляются так, что создается видимость соответствия закону. На деле же продукция другого производителя отсекается.

ФАС России обратила внимание на недопустимость следующих действий:

  • при составлении технических спецификаций аукционной документации включать в технические характеристики описание, характерное только для одного разработчика микропроцессоров и его компонентов, то есть описывать тип одного единственного микропроцессора с указанием на его товарный знак;
  • указывать конкретные технические характеристики (например, тактовая частота, кэш-память, и т. д.), совокупности которых соответствует только один разработчик микропроцессоров и его компонентов, даже со словами "или эквивалент";
  • при использовании слов "или эквивалент" не указывать параметры эквивалентности товара, с целью определения соответствия предлагаемого к поставке товара потребностям заказчика.

Два наиболее активных разработчика на рынке микропроцессоров архитектуры "х86" – это компании Intel и AMD. Заказчикам следует указывать характеристики сопоставимых платформ на базе процессоров Intel и AMD, а также аналогичные платформы других разработчиков (если они существуют).

ФАС России отмечает, что порой бывает непросто доказать эквивалентность продуктов, предлагаемых к поставке, указанным техническим характеристикам. Возникает риск того, что предложение участников аукциона будет отклонено: заказчик может посчитать, что заявленные требования не соблюдены.

В документе приведены примеры технических спецификаций, которые нарушают законы и ведут к ограничению конкуренции. В том числе – "Двухъядерный процессор с разъемом Сокет 775 (Socket 775) или эквивалент". Микропроцессоры с разъемом Socket 775 производит исключительно компания Intel. Так как невозможно поставить процессор AMD, совместимый с разъемом Socket 775, спецификация нарушает часть 3 статьи 34 Закона № 94-ФЗ, благоприятствуя одному из разработчиков микропроцессоров.

Примеры показывают, как при определенном использовании товарных знаков, слов "или эквивалент" без указания параметров эквивалентности, а также при использовании технических особенностей для описания минимального уровня производительности может быть нарушено законодательство. Помимо указания на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", заказчик обязан установить в документации о торгах параметры эквивалентности. В соответствии с ними участник делает предложение по поставке эквивалентного товара, а заказчик определяет соответствие предлагаемого товара своим потребностям.

Рекомендации по осуществлению госзакупок персональных компьютеров в РФ

Напомним, отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений регулирует Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Он, в частности, устанавливает единый порядок размещения заказов. Нарушение порядка размещения заказа наказывается, в частности, по статье 7.30 КоАП РФ.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай