Автор PPT.RU

66% налоговых льгот хотят отменить

По оценкам Минфина России, 66% налоговых преференций для бизнеса являются неэффективными и нуждаются в пересмотре. К чему готовиться налогоплательщикам?

Что случилось?

Минфин России проанализировал и в первый раз тщательно оценил эффективность налоговых льгот для бизнеса. Для этого была применена специально разработанная Правительством РФ методология. Как сообщают «Известия», в результате этого исследования эффективными оказались лишь 34% преференций, а неэффективными чиновники признали остальные 66% налоговых льгот. Какие именно преференции попали в немилость?

Эффективные и неэффективные налоговые льготы

Оказывается, чиновники ждут от налоговых льгот реальную прибыль и оценивают их именно по этим показателям. Это значит, что те налогоплательщики, которые какое-то время пользовались льготами, должны в идеале потом платить больше налогов. Такое инвестирование в развитие предприятий дало свой эффект во многих областях. Например, в Ленинградской области бывшие льготники: табачная фабрика «Филипп Моррис Ижора» и завод Nokian Tyres сейчас платят налоги, объем которых значителен в региональном бюджете.

Эффективными по итогам 2018 года Минфин признал региональные льготы по налогам на прибыль и имущество организаций на сумму 87 млрд рублей. Чиновники отметили их положительное влияние на местные бюджеты. При этом они оказались эффективными не во всех регионах, ведь общий объем льгот по этим двум видам налогов обошелся субъектам РФ в 253 млрд рублей. Таким образом, эффективными оказались только 34% всех преференций по этим налогам.

Самыми эффективными в этом плане регионами были признаны:

  • Ханты-Мансийский автономный округ — 15,7 млрд рублей;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ — 12,3 млрд рублей;
  • Ленинградская область — 4,4 млрд рублей.

В общей сложности все налоговые преференции обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей соответственно, следует из статистики Минфина. А вот в Москве и еще 37 российских регионах налоговые льготы не принесли местным бюджетам дополнительных доходов. В остальных положительный эффект от льгот оказался незначительным. При этом лидирует по льготам именно Москва, там их объем составил 44 млрд рублей.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество являются стимулирующими льготами и должны ускорять рост экономики и инвестиций. Именно по этим показателям они оцениваются в методологии Правительства. Это значит, что налогоплательщики, которые пользуются преференциями, должны увеличивать свои обороты, повышать приток капиталовложений, привлекать инвестиции, открывать новые направления и создавать рабочие места. Только при таких условиях можно ожидать дополнительные доходы в казну, которые должны быть выше, чем расходы на стимулирование экономической деятельности. Как отметил заместитель финансов РФ Владимир Колычев, при оценке целесообразности налоговых льгот нужно обязательно учитывать затраты на их администрирование, а также соответствие преференций задачам развития экономики государства. В случае неэффективности их нужно заменять альтернативными мерами государственной поддержки бизнеса, например, субсидиями.

Что будет с неэффективными льготами

Льготы по налогам на прибыль и на имущество в соответствии с Налоговым кодексом РФ предоставляются только определенным категориям налогоплательщиков, к которым, в частности, относятся:

  • фармакологические компании;
  • инновационные организации;
  • резиденты ОЭЗ или ТОР;
  • исполнители специнвестконтрактов;
  • социальные организации (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги).

У местных властей есть право уменьшать региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальная ставка по налогу на имущество составляет 2,2% от стоимости актива. У регионов есть право снижать ставку до 0%. Минфин называет практику расширения налоговых преференций одним из основных внутренних рисков для бюджетной системы России. За последние 5 лет налогоплательщики получили право на более 100 новых льгот, что привело к недополучению бюджетной системой РФ около 720 млрд рублей.

Всего, по подсчетам Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. И пока чиновники не знают, как повысить их эффективность. Ясно только, что сделанные выводы будут учтены в межбюджетных отношениях. Скорее всего, уже к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей. То есть бизнесу придется платить больше налогов.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Вам может быть интересно:
Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой ответ

У вас еще нет аккаунта? Регистрация

Вход

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Выход

Вы уверены, что хотите выйти?