Рейтинг@Mail.ru

Способы восстановления бухгалтерского и налогового учета

Размер шрифта:

Восстановление бухгалтерского и налогового учета — это обязательная мера при утрате данных, ведь ведение бухгалтерского и налогового учетов — обязанность каждого налогоплательщика. Причем способы и методы ведения закреплены на законодательном уровне. Компании не вправе уклоняться от установленных требований. В статье расскажем, как восстановить данные бухгалтерского и налогового учетов при их утрате.

Восстановление бухгалтерского и налогового учетов — это процедура чрезвычайная, но редкой ее никак нельзя назвать. Утратить данные БУ и НУ компания может при различных ситуациях: пожар, потоп, кража или порча компьютерного оборудования, на котором велись учетные записи. В каких случаях придется восстанавливать данные:

  1. Утрата или порча первичной документации в результате непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств. Например, наводнения или землетрясения. Восстанавливать придется не только бумажную документацию, но и электронную первичку.
  2. Ведение БУ и(или) НУ было прервано по каким-либо причинам. Систематический, своевременный и достоверный учет должен вестись непрерывно, причем за все время деятельности. Длительность перерыва не имеет значения.
  3. В первичной документации обнаружены недостоверные сведения либо неподтвержденные исправления, выявлены несоответствия итоговым показателям учетных регистров.
  4. Умышленные деяния ответственных лиц (бухгалтера, руководителя) либо их некомпетентность в вопросах организации и ведения БУ и НУ.

Стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающим. Руководитель или собственник компании может принять решение о восстановлении бухгалтерского и налогового учетов в иных случаях. Необходимость в проведении данной процедуры определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от сложившихся обстоятельств.

Цели, виды и сроки восстановления данных

Ключевая цель воссоздания данных БУ и НУ — это обеспечить полноценное, систематическое и своевременное отражение хозяйственных операций для целей бухучета и налогообложения. Если компания уклоняется от данного обязательства, то последствия могут быть довольно печальными. Это не только штрафные санкции, арест счетов, заморозка деятельности, но и уголовное преследование.

Выделяют три основных вида восстановления бухгалтерской и налоговой информации. К таковым относят:

  • локальное — воссоздается конкретный участок или направление;
  • частичное — используется в случаях, когда требуется восстановить несколько взаимосвязанных участков или направлений;
  • полное — процедуре подвергаются все направления НУ и БУ.

Какой вид необходим для организации, определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от объемов утраченной информации и документов.

По срокам проведения данной процедуры никаких ограничений не предусмотрено. Однако налоговики настоятельно рекомендуют проводить восстановление налогового учета в самые кратчайшие сроки. В противном случае деятельность компании могут приостановить до полного воссоздания информации.

Как проводить

Алгоритм восстановления бухгалтерского и налогового учетов заключается в следующих этапах:

  1. Проведение аудита. Необходимо проверить, какие участки информации утрачены, то есть оценить объем предстоящей работы.
  2. Утверждение плана работ. На основании проведенного анализа требуется составить план действий, как будет проводиться процедура воссоздания.
  3. Проведение работ. На данном этапе проводится непосредственное восстановление утраченной информации, документации, сведений.
  4. Заключительный этап, на котором организация формирует отчетность в Налоговую инспекцию на основании возвращенных данных.

Кого привлечь

Решение о том, кто будет восстанавливать данные БУ и НУ, принимает собственник компании. Учредитель или руководитель предприятия вправе доверить проведение данной процедуры следующим специалистам:

  • сотруднику из штата самого предприятия, например, возложить обязанности по восстановлению информации на главного бухгалтера;
  • стороннему физическому лицу, например, аудитору или бухгалтеру из другой компании;
  • специализированной компании, аудиторской фирме или же организации, оказывающей услуги по ведению бухучета.

Стоит отметить, что если причиной проведения восстановительных мероприятий стал непрофессионализм бухгалтерии или же умышленные деяния ответственных лиц, то привлекать штатного сотрудника бессмысленно и нерационально.

Оставить комментарий Распечатать
Евдокимова Наталья
Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Налоги: ответы по темам
4 вопроса
Оставить комментарий 29 марта 2024
Нужно ли импортерам товаров заполнять налоговый расчет о суммах, выплаченных нерезидентам?

Я работаю в компании, которая занимается импортом товаров. Недавно у нас возник вопрос о необходимости заполнения налогового расчета о суммах, выплаченных нерезидентам. Мы хотели бы уточнить, обязаны ли мы, как импортеры, заполнять этот документ, и если да, то какие конкретно разделы и за какой период? Этот вопрос стал особенно актуальным в свете последних изменений в налоговом законодательстве.

4 вопроса
138
3 вопроса
Оставить комментарий 22 марта 2024
Как передать оборудование между компаниями с одним учредителем, если оно в залоге у банка?

Добрый день! У меня есть оборудование стоимостью 20 000 рублей, которое находится в залоге у банка. Я хочу передать это оборудование из ООО на УСН (6% доходы) в другую мою компанию ООО на ОСНО. Можно ли это сделать безвозмездно, чтобы не платить налог с продажи?

3 вопроса
12
4 вопроса
Оставить комментарий 1 марта 2024
Нужно ли платить налог с продажи земельного участка после 10 лет владения, если участок арендовался?

Продал земельный участок, который принадлежал мне более 10 лет. Участок был в аренде у ИП, но я не получал арендную плату. Налоговая прислала уведомление о необходимости подать декларацию 3-НДФЛ за продажу. Слышал, что если владеешь участком более 5 лет, налог платить не нужно. Как быть в моем случае?

4 вопроса
99
3 вопроса
Оставить комментарий 12 февраля 2024
Что такое «нарастающий итог»?

Я недавно зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и выбрала УСН 6%. Теперь мне нужно заплатить налоги, и я столкнулась с понятием «нарастающий итог» в налоговом кодексе. Как его правильно рассчитать? Например, если мои доходы за первый квартал составили 1000 рублей, за второй — 2000 рублей, за третий — 1000 рублей, а за последний — 3000 рублей, как вычислить 6% «нарастающим итогом»?

3 вопроса
64
4 вопроса
Оставить комментарий 10 января 2024
Как правильно реагировать на требование от ИФНС и что оно подразумевает?

Я получил требование от ИФНС, но не совсем понимаю его содержание и какие действия необходимо предпринять в ответ. Как мне правильно поступить в этой ситуации?

4 вопроса
89
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте