193
Оставить комментарий Распечатать

Изменение части первой Налогового кодекса с 1 января 2017 года

Размер шрифта:
За 2016 год было принято немало документов, которые меняют редакцию Налогового кодекса к 2017 году. О поправках в часть первую кодекса, вступающих в силу через два дня, - в обзоре Петербургского правового портала.

К новому году законодатели сформировали правовую базу для администрирования страховых взносов, введения налога на Google, постановки на учет арбитражных управляющих и медиаторов.

Страховые взносы подчинили налоговому законодательству

Солидная часть поправок в часть первую НК РФ связана с передачей прав по администрированию страховых взносов ФНС. В связи с этим по тексту кодекса внесены исправления, позволяющие приравнять страховые взносы к налогам и сборам. При этом уточняется, что нормы НК РФ не распространяются на страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц.

В то же время в редакции статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2017 года, будет прописано, что акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением некоторых случаев.

Согласно определению в НК РФ, с 1 января 2017 года под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для налоговых целей страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий физических лиц.

С 1 января в части первой НК РФ также появится глава 2.1, где указано, что страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, устанавливаются и отменяются именно Налоговым кодексом РФ. Все нормы о страховых взносах записаны в другую главу – 34. В соответствии с ней будут определяться:

  • объект обложения страховыми взносами;
  • база для исчисления страховых взносов;
  • расчетный период;
  • тариф страховых взносов;
  • порядок исчисления страховых взносов;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Законодатели очертили круг обязанностей плательщиков страховых взносов

Согласно новой редакции статьи 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны:

  • уплачивать установленные НК РФ страховые взносы;
  • вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
  • в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей плательщик страховых взносов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем у налоговиков тоже появляются дополнительные обязанности. В частности, им придется представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц - плательщиков страховых взносов. Информационный обмен будет осуществляться в электронном формате, а сами документу должны будут поступать в трехдневный срок после внесения новых сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков.  

Утверждены требования к отчетам по страховым взносам и их уплате

С 1 января 2017 года изменится и редакция статьи 45 НК РФ. Все правила, предусмотренные в ней, будут распространяться на плательщиков страховых взносов. Но при этом уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не будет производиться, если ПФР сообщит, что сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В статье 49 НК РФ появится уточнение о том, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организацией подлежат зачету, возврату в порядке, установленном п.1.1 и п. 6.1 статьи 78 НК РФ, а также п. 1.1 статьи 79 НК РФ. Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть зачтена по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возвращена плательщику. Но возврат переплаченных сумм на обязательное пенсионное страхование не производиться не будет, если по сообщению ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Законодатели также ввели правило, по которому с нового года требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов. Кроме того, в соответствии с обновленной редакцией статьи 70 НК РФ, требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результатам проверки обоснованности заявленных расходов, должно быть направлено плательщику в течение 10 дней со дня получения налоговым органом соответствующего решения.

В редакции НК РФ, которая вступает в силу с 1 января, имеется и статья, посвященная новому расчету по страховым взносам. Он представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов. Более подробно об этом отчете сказано в специальной главе 34 кодекса, о которой можно узнать из обзора, посвященного изменениям части второй НК РФ.

Что касается проверок, то с нового года в Налоговом кодексе появится норма о том, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

Вводится регистрация плательщиков налога на Google, личный кабинет для них, особенности проведения проверок

С 1 января 2017 года иностранные компании, которые оказывают ряд услуг в электронной форме на территории РФ, должны становиться на учет в налоговые органы. В связи с этим в статье 83 НК РФ появляется отдельный пункт, разъясняющий особенности постановки на учет. В частности, иностранная организация, оказывающая физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в п. 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранная организация - посредник, признаваемый налоговым агентом, должны подавать заявления о постановке на учет не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг. Помимо заявления необходимы документы, перечень которых установлен дополнительно в иных нормативных актах. Вышеназванный  срок действует и в случае прекращения оказания услуг и снятия с учета. Процедура постановки на учет иностранной организации должна занимать не более 30 дней со дня получения налоговым органом заявления о постановке на учет и иных необходимых документов, содержащих достоверные сведения.

Прием документов от иностранных организаций осуществляется через телекоммуникационные каналы связи либо посредством личного кабинета налогоплательщика. В связи с этим в НК РФ появляется разъяснение об этом сервисе. Он доступен компаниям, состоящим на учете в соответствии с п. 4.6 статьи 83 НК РФ, и для получения от налогового органа документов и представления в налоговый орган документов (информации), сведений относительно оказания услуг в электронной форме, указанных вп. 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ. Применять усиленную квалифицированную электронную подпись в этом случае не обязательно.

Доступ к личному кабинету налогоплательщика предоставляется иностранной организации со дня ее постановки на учет в налоговом органе в соответствии с абзацем 1 п. 4.6 статьи 83 НК РФ и абзацем 9 п. 2 статьи 84 НК РФ. В случае снятия с учета доступ к личному кабинету налогоплательщика у иностранной организации сохраняется для получения документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Если иностранная компания после снятия с учета в налоговом органе повторно поставлена на учет, но по иному основанию, личный кабинет она не сможет использоваться для представления документов (информации), сведений в течение одного года со дня снятия с учета этой организации в налоговом органе.

В новой редакции статьи 23 НК РФ уточняется, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 статьи 83 НК РФ, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, через личный кабинет налогоплательщика. В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с  абзацем 3 п. 3 статьи 11.2 НК РФ сведения можно будет передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В то же время в п. 6 статьи 31 НК РФ указано, что до тех пор, пока у налогоплательщика нет доступа к личному кабинету, налоговые органы обязаны передавать сведения и документы компании по любому известному адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения соответствующего документа будет считаться день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.

В НК РФ прописаны основания, когда иностранную компанию могут снять с учета без представления заявления. Речь идет о следующих ситуациях:

  • выявление налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных такой организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, на основании которых она была поставлена на учет в налоговом органе;
  • неисполнение организацией требования об уплате налога на добавленную стоимость, пеней, штрафов в течение 12 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования. Положения настоящего подпункта не применяются, если данной организацией подано заявление о снятии с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.4 настоящей статьи;
  • неисполнение организацией требования о представлении документов (информации), направленного налоговым органом в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования;
  • непредставление такой организацией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока ее представления при наличии у налогового органа информации, подтверждающей факт оказания в соответствующем налоговом периоде физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации;
  • неуплата такой иностранной организацией в установленный срок сумм недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса.

Еще несколько уточнений для иностранных организаций, которые с 1 января признаются плательщиками налога на Google. В частности, по новым правилам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за компанией, которая была снята с учета в соответствии с п. 5.5 статьи 84 НК РФ, будут признаны безнадежными. Однако если иностранная компания вновь станет на учет, ей придется расплатиться по долгам в срок, предусмотренный п. 11 статьи 174.2 НК РФ. Кроме того, в статье 78 НК РФ пропишут, что предусмотренные правила зачета или возврата применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. При этом возврат будет осуществляться только на счет, открытый в банке.

Законодатели решили, что налоговые органы должны проверять работу иностранных компаний регулярно. Поэтому в статье 88 НК РФ указано, что камеральная налоговая проверка в отношении указанных налогоплательщиков проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 6 месяцев со дня представления декларации по налогу на добавленную стоимость. За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, при отсутствии признаков налогового правонарушения, компанию могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. При этом если в ходе проверки понадобятся какие-то документы, иностранной компании дадут 30 дней на их предоставление.

По согласованию с руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках проверки инспекторы могут истребовать у иностранной компании информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в ее адрес, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Уточняется порядок постановки на учет налогоплательщиков

Некоторые изменения, которые вступают в силу в ближайшее воскресенье, касаются постановки на учет различного рода налогоплательщиков. В частности, постановка на учет арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой оценщика и патентного поверенного, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Аналогичная процедура предусмотрена при постановке на учет медиатора. При этом лицо имеет право обратиться с заявлением в любой налоговый орган по своему выбору. В случаях освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами и заявления о снятии с учета медиатора.

Одновременно вводятся требования к постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 НК РФ. Заявление гражданину можно подать в любой налоговый орган, но поставят на учет его по месту жительства либо по месту пребывания.

Порядок налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании изменится

С 1 января 2017 года, в связи с принятием Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, организация, уполномоченная на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, не будет освобождена от уплаты налогов. Соответствующие поправки внесены в п. 1 статьи 25.13-1 НК РФ. Кроме того, законодатели внесли поправки в п.10 данной статьи. В новой редакции она звучит так:

Прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, освобождается от налогообложения при условии одновременного соблюдения всех следующих требований к таким компаниям, обращающимся облигациям и долговым обязательствам, возникшим в связи с размещением таких обращающихся облигаций:

1) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, отвечают требованиям, установленным к таким облигациям подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;

2) долговые обязательства российских и иностранных организаций перед иностранными организациями, указанными в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, возникли в связи с размещением обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:

  • договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;
  • условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;
  • проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;

3) иностранные организации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц;

4) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех расходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период. 

Кроме того, в статье 25.15 НК РФ уточняется, что если доля участия налогоплательщика - контролирующего лица в КИК отличается от доли, на которую он имеет право, прибыль учитывается в той доле, которая соответствует доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, либо на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.

Понятие контролируемых сделок расширят

С 1 января контролируемыми сделками будут признаны:

  • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Из НК РФ убрали нормы, регламентировавшие деятельность участников и организаторов зимних игр в Сочи

С 1 января 2017 года утратил силу п. 8.1 статьи 39 НК РФ. В нем говорилось, что реализацией не считается передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Упоминание о вышеназванных компаниях исключили и из статьи 83 НК РФ.

У чиновников и банков появятся новые обязанности

Со следующего года уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Кроме того, Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

Отчитываться в ФНС придется и органам управления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальным органам. От них ждут сведений о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (соответствующего снятия с регистрационного учета или изменения сведений).

Вышеназванный закон ввел также правило, по которому кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана передавать в налоговые органы справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Другие важные поправки

Для всех плательщиков НДС, которые обязаны сдавать декларации в электронной форме, вводится обязанность направлять пояснения к ней (в случае необходимости) тоже в электронной форме. На бумажном носителе разъяснения будут считаться непредставленными.

Еще одно изменение – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которому владелец - физическое лицо не представил (несвоевременно представил) уведомление.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай