237
Оставить комментарий Распечатать

Советы опытного авиапутешественника

Размер шрифта:
Порядка одного миллиона людей на нашей планете постоянно находятся в воздухе. Это - пассажиры самолётов и прочих летательных аппаратов. И таким людям, наверное, не помешает несколько советов человека, который налетал уже многие сотни часов.

Среди воздушных путешественников многие посвятили жизнь бизнесу, им приходится проводить много времени в самолётах и аэропортах, по служебной надобности или на отдыхе они посещают самые экзотические страны. В этих заметках я постараюсь поделиться своим опытом бывалого летуна. Надеюсь, он будет вам полезен.

Про билеты и места

Все хотят летать дёшево, но с комфортом. Это в принципе возможно. Что касается дешевизны, то здесь может выиграть тот, у кого нервы крепче. Мнение о том, что билеты тем дешевле, чем раньше они куплены, несколько устарело. В солидных авиакомпаниях это не так. Поэтому путешественник должен постоянно мониторить цены на билеты. Случается так, что за несколько дней до вылета билеты могут на непродолжительное время сильно подешеветь. Ловите момент, потому что буквально на следующий день цена может снов подрасти.

Где вы любите располагаться, какое место в авиасалоне для вас предпочтительнее? Этот вопрос тем актуальней, чем продолжительней время в полёте. Пару часов можно и потерпеть, изображая из себя тоненькую начинку сэндвича из пары упитанных соседей, сжимающих вас своими могучими телесами. А вот при многочасовом перелёте это может превратиться в настоящую пытку. Лучшие места – у иллюминатора или возле прохода. Где сидеть – в передней части салона или в хвостовом отсеке – дело вкуса. В хвосте выше вероятность лететь без соседей, поскольку у туалетов иногда образуется очередь, что по нраву далеко не всем. Если у вас крепкие нервы и вам наплевать на переминающихся рядом с вашим креслом страдальцев – пожалуйте на корму, у вас появится возможность стать хозяином трёх кресел. Но имеется минус: ассортимент разносимых стюардессами обедов становится тем беднее, чем вы дальше от кабины пилотов. Так что решайте сами. Решили? Заказывайте место себе по вкусу.

Если вы бронируете места заранее – расспросите о местоположении вашего кресла у сотрудников авиакомпании. Имеете дело только с интернетом? Не поленитесь, поищите схему размещения кресел конкретной модели самолёта в сети. При свободном распределении мест прямо во время посадки просто будьте проворней – возможно, вам повезёт. А после завершения посадки вы вообще имеете полное право занять любое свободное место. И ещё один важный момент: самые загруженные рейсы – утренние и вечерние. Так что если вы не сильно торопитесь – летайте днём, тогда больше шансов провести несколько часов без утомительного и слишком близкого соседства с другими пассажирами.

Про аэропорты

В аэропортах путешественники иногда проводят времени больше, чем на борту воздушного судна. Значит, надо провести это время как можно более комфортно.

В любом аэропорту легко можно застрять в очереди: паспортный контроль, таможенный досмотр, даже в туалет частенько выстраивается масса пассажиров. Мой совет: не надо поддаваться стадному инстинкту. Осмотритесь внимательней: рядом может быть ещё один терминал, ещё одно окно. Если туда нет очереди – это не значит, что вам туда хода нет. Так, во многих странах при паспортном контроле пассажиров могут делить на несколько групп: граждане Союзного государства России и Беларуси и прочие; граждане США и Канады и прочие; подданные монархий Персидского залива и прочие. Но если в привилегированном направлении поток пассажиров слабенький – попробуйте пройти там. Может получиться. Не выгорело? Вы нарвались на строгого пограничника? Не беда, вам просто немножко нахамили. Не расстраивайтесь, придётся постоять в очереди.

А ещё нужно помнить о том, что авиапассажир – такой же потребитель , как и все прочие. А потому имеет соответствующие права. Так, если ваш рейс сильно задержали – требуйте у авиакомпании номер в отеле. Не факт, что получится, но попытаться стоит. И, конечно, бесплатный вай-фай. Он имеется не во всех аэропортах (в России эта роскошь бесплатного общения доступна в Пулково, Шереметьево и Домодедово). Но даже если вам не повезло с аэропортом – нужно помнить о том, что такая услуга, как бесплатный вай-фай, предоставляется обитателям залов ожидания бизнес-класса. Значит, тут же поблизости можно проскользнуть в интернет. Нужно узнать пароль? Попробуйте попросить счастливчиков из этого самого зала поделиться с вами таким секретом. Мир, как известно, не без добрых людей.

Про багаж

Внимательно изучайте правила вашей авиакомпании, связанные с провозом багажа и ручной клади. Они могут существенно отличаться. И помните: к перевесу многие авиаперевозчики относятся достаточно жёстко. За небольшое превышение веса багажа с вас могут взять серьёзные деньги. Поэтому заранее определитесь, что вы сдадите в багаж – и постарайтесь обойтись без перевеса. Зато к тому, сколько сумок/рюкзаков вы провозите в качестве ручной клади, сотрудники авиакомпании относятся обычно не столь внимательно. Значит, надо не показывать при регистрации, сколько у вас на самом деле ручной клади – дальше будет легко.

Нужно понимать, что грузчики будут относиться к вашему багажу не совсем так, как бы вам этого хотелось. Конечно, вы можете разместить на вашем чемодане наклейку FRAGILE, но это помогает не всегда. Значит, нужно принимать меры. Так, самым уязвимым местом на сумках-каталках являются колёсики. Богатырский бросок на цементный пол – и пластмассовые (да и металлические) колёсики выходят из строя. Советую вам приобрести сумку со съёмными колёсами – так будет надёжней.

Если ваш багаж потеряли – не пугайтесь. Скорее всего, через какое-то время вы его всё-таки получите. Правда, для пассажиров международных рейсов это связано с необходимостью лично явиться в аэропорт. Но с этим придётся смириться. Иногда потерянный багаж можно обнаружить у стойки для получения негабаритных грузов. А чтобы упростить процедуру поиска своих вещей – лучше перестраховаться и нацепить на ручку сумки или чемодана бирку со своим именем. И постарайтесь не терять багажный талон. Без него получить утерянный багаж будет весьма проблематично.

Про еду

На всякий случай: не настраивайтесь на то, что вас будут вкусно кормить в самолёте. Меньше будет разочарований. Среди пассажиров имеют хождение легенды о том, что авиакомпании тех или иных стран кормят своих пассажиров вкусно или не очень. Дескать, американцы кормят отвратительно (это похоже на правду), а в российских самолётах отличная еда (если так когда-то было, то кризис негативно отразился на качестве еды наших авиакомпаний). Вообще диетологи утверждают, что на больших высотах чувство вкуса у большинства людей притупляется. Может быть и так, но мне лично кажется, что эту байку распространяют сами авиакомпании для того, чтобы оправдать наплевательское отношение к гастрономическим чувствам своих пассажиров.

Впрочем, из общего «невкусного» правила имеется отдельные «вкусные» исключения. Как правило, они касаются национальной кухни. Например, иудейское меню ряда авиакомпаний отличается величиной порций. А повар одной из турецких авиакомпаний (он в белом колпаке встречал пассажиров вместе с другими членами экипажа) побаловал меня отменными блюдами восточной кухни.

Что касается напитков: стесняться не стоит. Большинство авиакомпаний не отказывает пассажирам в жидкой добавке.

Про посадку

Надпись на табло про то, что следует пристегнуть ремни, следует воспринимать всерьёз, особенно при посадке. Создаётся впечатление, что некоторые пилоты гражданской авиации совсем недавно служили в авиации военной. Причём некоторые из них посвятили себя пилотированию штурмовиков, а потому излюбленный способ захода на посадку у них – крутое пикирование. Так что правильно застёгнутый ремень жертвам таких асов точно не помешает. Кстати, при таких крутых посадках у большинства людей сильно закладывает уши. От этого неприятного ощущения можно избавиться несколькими способами: не стесняйтесь зевать, можете активно жевать резинку. Кому-то помогают кисленькие леденцы. А кто-то просто терпит.

И самое главное: не надо аплодировать неизвестно кому (то ли пилотам, то ли господу богу) при успешной посадке. Особенно если вы летите солидным международным маршрутом. Дело в том, что эта привычка присуща представителям стран третьего мира: африканцам и жителям отсталых азиатских стран. Среди европейцев этим грешат практически только русские. Уважающие себя немцы, британцы и прочие голландцы/французы себя так не ведут. Дело в том, что жители отсталых стран привыкли летать на таких ветхих самолётах, что каждое удачное приземление воспринимается ими как чудо, помноженное на героическое мастерство пилотов. Отсюда и радостные аплодисменты. А вот жители стран, где надёжность техники воспринимают как норму, к удачной посадке относятся спокойно. И такие пассажиры считают, что пилоты не совершили ничего героического, а просто выполнили свою работу. А в бога они давно уже не очень верят. Да и Папа римский утверждает, что богу не нужно аплодировать, ему молиться надо.

Так что соблюдайте достоинство. Не стоит терять остатки уважения, которое к нам пока ещё питают представители зарубежных авиакомпаний. Ведь большинство из них даже фильмы на русском языке имеет в репертуаре воздушных кинотеатров. Стоит только немного поискать.

Про страх

Почему люди не птицы? Рождённый ходить и бегать – летать не может? Можно долго рассуждать на эти очень занимательные темы, но факты и особенности человеческой психики – вещи упрямые. Почти все люди боятся летать на самолётах. А около четверти из них испытывают перед полётами такой ужас, что психологи нашли для такого состояния человеческого сознания специальный термин – аэрофобия. Как с этим жить и бороться? Способы имеются.

Для начала попробуйте включить затаившийся в самом дальнем уголке паникующего мозга здравый смысл. По статистике авиация – самый безопасный вид транспорта. Теория вероятности подтверждает: шансов попасть в катастрофу у авиапассажиров значительно меньше, чем у тех бедолаг, которые пользуются автомобильным, железнодорожным и водным транспортом. Кроме того, попробуйте задуматься над тем, что вас пугает в самолёте: странные звуки, вибрация? Бояться этого без нужды не стоит: тряска и шум двигателей во время взлёта и набора высоты – нормальное явление. Отсутствие этих звуков после набора высоты – тоже явление штатное, всё так и должно быть. Вибрация? Это вызвано турбулентностью воздушных потоков. Ничего страшного или необычного в этом нет. Ни один самолёт от этого ещё не пострадал. Относитесь к этому философски, примерно так же, как к тряске автомобиля на просёлочной дороге.

Зато можно утешить себя мыслью о том, что авиация – самый быстрый вид транспорта. Вы, например, собрались в Доминикану. Как вы хотите туда добраться? На морском лайнере? Советую посмотреть на борту самолёта красивый фильм про «Титаник», отвлечёт вас от ненужных мыслей. А ещё можете вспомнить что-нибудь из детства. Когда ваши родители из экономии трое суток кантовали вас в плацкартном вагоне по пути на Черноморское побережье. А на соседнем сиденье обезумевшая мамаша пыталась утихомирить разбушевавшегося полугодовалого младенца. Последовательные аэрофобы обречены на подобные приключения. Но это – не про вас.

Следующий абзац этой статьи не рекомендуется читать на борту самолёта. Авиапассажиры могут его пропустить.

Итак, случилось самое худшее: осуществились жуткие фантазии аэрофоба. Ваш самолёт… сломался, развалился на несколько частей, и вы пикируете на поверхность родной планеты с высоты десяти километров. Печально, на такие происшествия очень редко – но случаются. Чем заняться человеку в течение трёх минут такого падения? Однако, точности ради, замечу, что первую минуту свободного падения из-за кислородного голодания человек будет находиться в отключке. Так что речь идёт о высоте порядка шести километров (время до встречи с поверхностью – около двух минут). Сразу скажу: оказывается, шансы на выживание у человека и в этом случае имеются. Очень небольшие – но они есть.

История авиаперевозок знает случаи, когда люди смогли выжить после такого падения.

Что может помочь человеку? Шансы повышаются, если вы в качестве предохранительных обкладок можете использовать части корпуса самолёта, сиденья, другие вещи. Ещё один важный фактор – способ падения. Головой вниз – это не наш способ. Жить с черепом, вбитым в поясницу, ещё никому не удавалось. Нужно сгруппироваться на манер парашютиста, тогда шансы на выживание повышаются. Но это – перед самым падением. До этого стоит попытаться организовать себе планирующие плоскости. Например, раздвинув руками полы одежды (пиджака, кофты, плаща). И, наконец, огромную роль играет поверхность, которая встретит экстремального летуна. Асфальт, бетон, вода – это очень плохо. В воду нужно прыгать ногами – так больше шансов выжить. Лучше, конечно, снег, лес, кустарник. Идеальный вариант – наклонная поверхность, склон горы или холма. Можно прокатиться с ветерком. Так что две минуты вам отводятся на то, чтобы поискать подходящее местечко. Ну и вообще – полюбоваться пейзажем.

Про страну прилёта

Итак, мы благополучно приземлились на самолёте. Прошли паспортный контроль, получили багаж и оказались в другой стране. Как себя поведёт в такой ситуации бывалый путешественник?

Помните: вы оказались в чужой стране. Вас здесь никто не обязан любить. Многие терпят путешественников только из-за их денег. Любой конфликт с аборигенами может плохо кончиться для иностранца. Местный закон стоит на стороне туземцев. Так что вам стоит включить режим максимальной доброжелательности. А ещё нужно ненавязчиво показать, что вы человек платёжеспособный, но – в нужное время и в нужном месте.

В странах третьего мира европейцев осаждают толпы попрошаек: заведите для таких случаев пустой бумажник и не стесняйтесь его демонстрировать наглым голодранцам. Зато в ресторане можно неназойливо выложить на стол несколько купюр среднего достоинства: на персонал это производит стимулирующее впечатление. И почаще улыбайтесь. Помните: русских за границей можно узнать по угрюмым физиономиям. Люди из благополучных стран – улыбаются.

Вопрос коммуникации за границей для многих россиян – настоящий камень преткновения. Их страшно удивляет, что великий и могучий понятен далеко не всем иностранцам. Особенно вдали от раскрученных туристических центров. Желательно знать английский в разговорных масштабах. Точно – не помешает. Но и поможет не всегда. Дело в том, что разговоры о повальном знакомстве населения планеты с английским – это миф. Да, во многих странах население больших туристических центров знакомо с начатками языка Шекспира. А в некоторых регионах Европы английский имеет самое широкое хождение. Например, в Скандинавии, в странах Бенилюкса, в Германии, в Италии (по крайней мере – северной). Но население многих стран мира страдает самым настоящим языковым шовинизмом. Они считают, что их родное наречие ничем не хуже английского, а потому несчастные туристы обязаны общаться с ними на их родном языке, а не на международном. В частности, во франкоговорящих регионах вы можете столкнуться с ситуацией, когда бармены и официанты упорно не желают понимать ваш английский. Только французский – и никак иначе.

Поэтому мой вам совет: отправляясь в страну, где английский не является коренным языком, постарайтесь освоить буквально несколько ходовых фраз на местном наречии. Иногда даже обычные «спасибо», «здравствуйте», «сколько стоит», «как пройти» на арабском, турецком или немецком делают настоящие чудеса. Вам улыбаются в ответ, подсказывают, помогают. Поверьте, старание иностранца произнести несколько слов на родном языке аборигенов – настоящий ключ к установлению сердечного согласия. А ещё можете угостить их шоколадкой. Если же ситуация требует установления более тесных контактов (например, с хозяином снимаемых апартаментов) – не поскупитесь на более серьёзный комплимент. Нарядная бутылка водки, баночка икры – вас надолго запомнят.

Про налоги

Даже отправляясь на отдых, не стоит забывать о налогах. Итак, вы как подобает современному человеку, приобрели электронный билет. Как при этом можно отчитаться по расходам на командировку? В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ № 117 от 18.05.2010 квитанция к авиабилету признаётся бланком строгой отчётности. Требуйте её выдачи от сотрудников авиакомпании. Также к бланкам строго отчётности отнесены кассовый чек, выдаваемый при покупке билета, платёжное поручение.

Обращаю ваше внимание и на такое обстоятельство: при оплате авиабилета по безналичному расчёту из кассы организации следует использовать счёт 50.3 «Денежные документы». А НДС может быть предъявлен к вычету уже с момента такой оплаты билета. Так что можно не дожидаться момента предоставления командированным сотрудником авансового отчёта.

Если вы хотите получить счёт-фактуру к электронному билету – нужно обратиться с запросом к перевозчику. Но пока у наших налоговиков отсутствует единый подход к решению вопроса: можно ли подобные документы (завизированные электронной подписью) принимать к учёту.

Ждём, пока законодатель прояснит эту проблему. И продолжаем летать в дальние страны и отдалённые уголки нашей необъятной страны.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай