84
Оставить комментарий Распечатать

Учётная политика для целей налогообложения ~ Немного о налоговом учёте

Размер шрифта:
Переходим к следующему этапу формирования учётной политики организации. Остались позади организационные вопросы, вопросы организации документооборота и внутреннего контроля – мы всё для себя определили. Закрепили порядок ведения бухгалтерского учёта и раскрытие на основании его данных информацию о фактах хозяйственной жизни в бухгалтерской отчётности… А теперь? А теперь на повестке дня налоговый учёт.

Для чего он нужен? Банальный и глупый вопрос – для того, чтобы формировать информацию о размере налогооблагаемых баз. Ну, или, другими словами, о том, с чего уплачивают налоги. Те, которые приведены в статьях 1315 НК РФ. Правда, в обиходе бухгалтеры обычно употребляют словосочетание «налоговый учёт» исключительно к учёту доходов и расходов для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль, тем самым сужая это понятие. Ясно, почему они так делают – налоговый учёт по налогу на прибыль наиболее объёмный и сложный. И, тем не менее, существуют и другие налоги. А раз они существуют, то и понятие «налоговый учёт» на них распространяется вполне.

Чем концептуально налоговый учёт отличается от бухгалтерского? По большому счёту – ничем. И там, и там нужно фиксировать факты хозяйственной жизни. Только вот цель другая. В бухучёте раскрывается вся информация о деятельности организации, а в налоговом – только та, которая имеет отношение к налогообложению. Соответственно, по этой причине основной упор при определении правил ведения налогового учёта делается на один документ – на НК РФ. А в части порядка формирования учётной политики для целей налогообложения – тут всё то же самое. Как в бухучёте. Выбираем один вариант из нескольких предложенных, соглашаемся или не соглашаемся с какими-то требованиями (если у организации на то есть право), раскрываем более подробно какие-то аспекты своей деятельности (если есть возможность и желание что-то «расширить и углубить»). А дальше – следуем написанному. И тут уже без дураков! Нарушать самостоятельно разработанную учётную политику для целей налогообложения себе дороже. В том смысле, ч

то нарушение политики для целей бухгалтерского учёта может нести в основном управленческие и административные риски. А вот при нарушении «налоговой учётной политики» можно «достукаться» и до серьёзных санкций (в суммовом выражении) и ответственности вплоть до уголовной – за занижение налогооблагаемых баз или уклонение от налогообложения. Так что думать и принимать решения при формировании учётной политики для целей налогообложения следует более тщательно. За недальновидность организация может расплатиться буквально – своими собственными денежными средствами, изъятыми из хозяйственного оборота либо при переплате налогов, либо на оплату пеней и штрафов.

По большей части налогов, установленных НК РФ, дополнительной регламентации не требуется. Если их облагаемая база чётко и однозначно определена в соответствующей главе Кодекса, и индивидуальные особенности, свойственные конкретной организации, там не предусмотрены, если по каждому «апчхи» есть позиция, не допускающая двусмысленной трактовки, то в учётной политике в таком случае писать нечего. Ну, разве что указать вид режима налогообложения – если организация применяет упрощённую систему налогообложения (УСН) или является плательщиком единого сельско-хозяйственного налога (ЕСХН). Кстати, по указанным налогам что-то добавить от себя просто невозможно – правила формирования налогооблагаемых баз по ним настолько жёстко прописаны, что пространства для манёвра у организации просто нет.

По каким ещё налогам не требует производить раскрытие информации в учётной политике для целей налогообложения? Да практически по всем! Проще уж написать о тех налогах, информацию о которых в учётной политике необходимо раскрыть обязательно. Это налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и, разумеется, налог на прибыль. Разумеется, это вовсе не означает, что организации запрещено указывать в учётной политике информацию обо всех налогах. Кто же может это запретить? Пишите. Только боюсь, что в таком случае придётся просто тупо перекопировать данные из НК РФ, а также из региональных и местных законов. В чём тогда будет смысл учётной политики? Просто в копировании?

Итак, мы определились с тем, информацию о каких именно налогах мы будем раскрывать в учётной политике. Начнём, пожалуй. И начнём мы… Нет, не с налога на прибыль. Возьмём что-то другое. Например, НДС.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай