137
Оставить комментарий Распечатать

Вчера Конституционный Суд РФ огласил решение по делу о проверке конституционности ст.2 закона «О внесении изменений в закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Размер шрифта:
Я неоднократно в своем блоге (здесь и здесь) освещал рассмотрение этого дела в КС РФ. Дело достаточно резонансное, учитывая, что аналогичные споры возникли и в отношении дополнительных страховых выплат работодателей «на шахтеров».

Итак, 17.06.2013 КС РФ поставил в этом деле точку.

Если в 2-х словах то позиция КС заключается в следующем.

1. Конституционное право на социальное обеспечение включает право граждан на получение пенсии. Условия и порядок предоставления пенсий определяются законом. При этом не исключается создание дополнительных форм социального обеспечения.

В связи с особыми условиями труда членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, им установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Лимит базы для начисления страховых вносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей был введен с 1 января 2010 года при реформировании единого социального налога.

В результате с июля 2010 года возникла угроза полного прекращения поступления взносов в пенсионный фонд, что в целом могло привести к снижению размера самой доплаты. Восстанавливая прежнее правовое регулирование и отменяя лимит базы для начисления страховых вносов, федеральный законодатель исходил из того, что размер ежемесячной пенсии напрямую зависит от суммы взносов.

Чтобы не допустить ущемления прав членов летных экипажей на дополнительное социальное обеспечение, система расчетов была распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. Соответствующее правовое регулирование было направлено на защиту социальных прав указанной категории работников и не может рассматриваться как противоречащее Конституции РФ.

2. Вместе с тем увеличилась финансовая нагрузка на плательщиков взносов. Она потребовала от работодателей дополнительных не запланированных расходов, а также создала предпосылки для применения к ним штрафных санкций.

Таким образом, при повышении размера выплат была придана обратная сила закону, ухудшающему положение плательщиков соответствующих платежей.

Кроме того, федеральный законодатель создал ситуацию, при которой добросовестные плательщики взносов оказались должниками. Тем самым были нарушены не только принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, но и запрет на привлечение к ответственности за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением.

Таким образом, оспариваемая норма не соответствует Конституции в той мере, в какой она придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков правилам определения базы для начисления взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей.

Все бы хорошо, только…

Стоит отметить, что в отношении ранее уплаченных средств КС РФ указал о невозможности проведения зачета (возврата) исчисленных, в соответствии с внесенными изменениями, и уплаченных страхователями сумм.

Таким образом, получается, что всем, кто взносы уплатил, сказали «спасибо» или их взносы «простили»?

Кстати, очень хорошую статью по этому поводу написал мой коллега Сергей Шаповалов, которую Вы можете посмотреть на сайте закон.ру http://zakon.ru/

"Про законодательный брак налоговых законов и смелость"

А ниже представлено видео оглашения судебного вердикта по делу.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай