Статья 387 НК РФ. Общие положения

1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2021 в абз. 1 п. 2 ст. 387 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ).
2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
(в ред. Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 379-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

Пенсионеры имеют льготы по земельному налогу?

Российские граждане пользуются определёнными участками земли в стране за плату. Предполагается либо аренда земли, либо покупка и оформление её в собственность. Собственники земли уплачивают земельный налог. Этот налог местный, то есть он перечисляется в бюджеты субъектов федерации, а не в федеральный бюджет. Местные бюджеты по большей части формируются из сумм земельного налога. При помощи этих сумм органы местного самоуправления решают социальные и экономические проблемы регионов. По ст 387 НК РФ этот налог устанавливается одновременно кодексом и местными правовыми актами. Чтобы начать применять его на конкретной территории, он должен быть введен в действие местными властями. То есть органы муниципальных образований издают для этого нормативно-правовые акты. А города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вводят земельный налог законами. Плательщики налога - все собственники участков (и граждане, и организации). Также земельный налог платят лица владеющие землей на правах бессрочного пользования или пожизненного наследования. Максимальные размеры налоговых ставок прописаны в НК РФ, но в пределах этих максимальных значений местные власти могут варьировать их размер. Допустимо изменения ставок налога по разным критериям: зависимо от того, к какой категории относится земля; или от места её нахождения. Ст 395 НК РФ оглашает список категорий плательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога. Пенсионеров в этом перечне нет. Однако п 2 ст 387 НК РФ наделяет местные власти правом самостоятельно устанавливать в своих региона налоговые льготы. В частности, на местном уровне могут действовать пониженные ставки налога для отдельных категорий граждан. Так что получается, что по п 2 ст 387 НК РФ пенсионерам могут быть предоставлены некоторые льготы в отдельных регионах. Итак, единой льготы по России для пенсионеров нет. Чтобы выяснить имеются ли льготы в каждом конкретном поселении (городе, области) нужно обратиться за справкой в местную администрацию или налоговую службу. Льготы будут не одинаковы, а может случиться, что их не будет вовсе. Например, в Москве для пенсионеров никаких привилегий нет, а вот в Санкт-Петербурге пенсионер, владеющий участком размером меньше 25 соток, может земельный налог не платить. В Самаре есть даже несколько оснований для получения льготы: земельный налог не платят пенсионеры за небольшое место под гараж, за дачу до 6 соток и за землю под домом до 600 кв.метров. А в Сызрани для пожилых людей на участки под жилье и огородничество налог снижен на 50%. Таким образом, пенсионер, желающий узнать имеет ли он право на освобождение от земельного налога или на применение меньшей процентной ставки, должен изучать информацию о льготах в том регионе, где он проживает. Если льгота положена, то потребуется подтвердить своё право на неё. Для этого нужно предоставить в налоговую службу заявление, паспорт, пенсионное удостоверение и бумаги о собственности на землю.

Могут ли муниципальные власти устанавливать разные ставки земельного налога для предпринимателей и не предпринимателей?

По п 2 ст 387 НК РФ местные органы власти могут дифференцировать (изменять) ставки по земельному налогу. Главное при этом, чтобы они не превышали пределов, указанных в Налоговом кодексе. Однако в норме прописаны и основания изменения ставок налога. Процент ставки может зависеть от категории земли или от места нахождения участка (это относится к муниципальным образованиям в составе Москвы, в связи с изменениями границ города). Итак, возможность установления разных ставок на местном уровне законодательно предусмотрена, но вместе с этим предусмотрены также и основания их разграничения. И разграничение по виду деятельности в законе не содержится. П 2 ст 387 НК РФ также допускает установление налоговых льгот для отдельных категорий граждан-налогоплательщиков. Подразумеваются социальные категории людей, нуждающихся в защите, - пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий и т.п. Предпринимателей, конечно, можно выделить в отдельную категорию. Но закон-то предусматривает льготу. А со стороны властей, в случае разграничения налоговых ставок, наоборот, увеличивается налоговая нагрузка на людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Местные власти руководствуются экономическими соображениями, считая, что раз предприниматели извлекают выгоду, использую землю, то они должны платить налог по большей ставке. Такое разграничение с законом не согласуется и является неправомерным. По видам деятельности налоговые ставки не дифференцируются, а, значит, муниципальные власти не вправе устанавливать разные ставки для предпринимателей и не предпринимателей.