Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 4-КЭ О праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации, не связанной с организацией судейского сообщества

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 22 мая 2019 г. N 4-КЭ
О ПРАВЕ
СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ЯВЛЯТЬСЯ УЧРЕДИТЕЛЕМ,
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ, ЧЛЕНОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ
СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос о праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации (некоммерческой), не связанной с организацией судейского сообщества (Российским объединением судей).
Как указано в запросе, целями общественной организации являются развитие правового государства, совершенствование судебной и правоохранительной системы, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, правовое просвещение населения.
Согласно Кодексу судейской этики, утвержденному VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), обладая всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, судьи реализуют эти права с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3).
Статья 3 Закона Российской Федерации N 3132-1 от 26.06.1992 (ред. от 06.03.2019) "О статусе судей Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), в числе требований, предъявляемых к судье, устанавливает для судей запрет принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности (подпункт 2 пункта 3); публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям (подпункт 3 пункта 3).
Запрет судье участвовать в иных некоммерческих общественных объединениях, кроме политических партий, федеральным законодательством не установлен.
Кодекс судейской этики, регламентируя участие судьи в общественной деятельности, прямо закрепляет право судьи состоять в качестве члена в некоммерческих общественных, в том числе профессиональных, благотворительных и иных подобных организаций (пункт 2 статьи 17).
При этом от судьи требуется соблюдение ограничений, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 статьи 17: запрет на консультирование и оказание юридической помощи по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства; требование о недопустимости быть поверенным или представителем по делам физических или юридических лиц; запрет на участие в сборе средств в пользу общественной организации и т.д.
Эти положения Кодекса судейской этики в равной мере распространяются на всех судей Российской Федерации, в том числе, на судей, пребывающих в отставке.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулирует Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях). Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7).
Согласно части 1 статьи 6 Закона об общественных объединениях учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.
При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности (часть 10 статьи 19 Закона об общественных объединениях). В созданной общественной организации они обладают таким же объемом прав, как и те члены общественной организации, которые ее учредителями не являлись, а приняты ее членами в порядке, предусмотренном уставом организации.
Такое отсутствие различий в объеме правомочий членов общественной организации дает основания считать, что допускаемое для судьи членство в общественной организации может возникнуть по любому из установленных законом оснований. Поэтому судья (судья в отставке) может являться учредителем общественной организации, в том числе, региональной, при соблюдении ограничений, указанных в статье 17 Кодекса судейской этики.
Федеральное законодательство, регулирующее статус судьи, не устанавливает для судей прямой запрет на вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих общественных организаций, исключая указанные в подпункте 13 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей иностранные некоммерческие неправительственные организации и их структурные подразделения.
Однако, принимая решение об учреждении, членстве или вхождении в состав органов управления общественной организации, судья должен оценить все потенциальные риски, которые при определенных обстоятельствах могут привести к нарушению требований профессиональной этики. В частности, следует учитывать не только заявленные уставом цели общественной организации, но и конкретные формы ее работы.
Так, общественная организация, являясь некоммерческой организацией, если это предусмотрено уставом, вправе осуществлять приносящую доход деятельность в той мере, в какой это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует заявленным целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ, ст. 37 Закона об общественных объединениях).
В этом случае общественная некоммерческая организация подпадает под понятие "хозяйствующий субъект", определенное в пункте 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите конкуренции".
Поэтому в случае, если судья, судья в отставке является председателем или входит в состав коллегиального исполнительного органа региональной общественной организации, уставом которой предусмотрено осуществление деятельности, приносящей доход, возникает угроза нарушения ограничений, установленных подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
С тем, чтобы обеспечить соблюдение ограничения на участие судьи в "иной политической деятельности" (подпункт 2 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей), судья должен соотносить свое участие в деятельности общественной организации с положениями пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях", определяющими критерии признания некоммерческой общественной организации участвующей в политической деятельности.
Необходимо также учитывать положения Кодекса судейской этики, в силу которых судья, пребывающий в отставке и сохраняющий свою принадлежность к судейскому сообществу, обязан сохранять лояльность к судебной власти (пункт 3 статьи 15); воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности (статья 22).
Допускаемое Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики участие судьи в деятельности некоммерческой общественной организации, осуществляемое на безвозмездной основе, не влияет на право пребывающего в отставке судьи получать назначенное ему ежемесячное пожизненное содержание.
Если же соответствующая деятельность является оплачиваемой, то согласно пункту 4 статьи 3 Закона о статусе судей, осуществлять ее судья, пребывающий в отставке, вправе только при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).
В любом случае, учитывая рекомендательный характер данного заключения, судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.

Еще документы:

"О праве судьи в отставке замещать должность ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в региональной Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"
"О праве судьи в отставке замещать должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования"
<По заявлению Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" о разъяснении положений статей 74, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и пунктов 2 и 5 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29>