Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25.01.2018 N 6-КЭ О возможности замещения по трудовому договору судьей в отставке должности в совете Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 января 2018 г. N 6-КЭ
О ВОЗМОЖНОСТИ
ЗАМЕЩЕНИЯ ПО ТРУДОВОМУ ДОГОВОРУ СУДЬЕЙ В ОТСТАВКЕ ДОЛЖНОСТИ
В СОВЕТЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи в отставке, имеющего стаж работы в должности судьи более 20 лет, о наличии (отсутствии) правовых препятствий для замещения им по трудовому договору должности советника председателя совета Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюза России) по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами в области противодействия коррупции.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года с изменениями, внесенными постановлением N 2 от 8 декабря 2016 г. IX Всероссийского съезда судей (далее - Кодекс судейской этики), действие которого распространяется на всех судей Российской Федерации, в том числе на судей, пребывающих в отставке, допускает возможность судьи заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, в том числе на платной основе, лишь тогда, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 14, статья 20).
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 3 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2016) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
Указанная норма не допускает расширительного толкования видов органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи.
Поэтому замещение по трудовому договору судьей в отставке какой-либо должности в совете Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (кроме наличия соответствующего судейского стажа и/или возраста) возможно лишь в том случае, если в соответствии с действующим законодательством названный союз по своей правовой природе относится к "иным общественным объединениям".
Со дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (то есть с 1 сентября 2014 года) юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, а к созданным ранее этой даты юридическим лицам соответственно применяются нормы той же главы 4 в редакции названного Федерального закона (пункты 5 и 8 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ).
Гражданский кодекс Российской Федерации разделяет юридические лица на коммерческие (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) и некоммерческие (не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками) организации; закрепляет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся как коммерческими, так и некоммерческими организациями (пункт 2 и подпункты 1 - 15 пункта 3 статьи 50).
Среди названных в пункте 3 статьи 50 ГК РФ организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, такая организационно-правовая форма как "общественное объединение" не называется.
Вместе с тем, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, типов и видов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются как самим Гражданским кодексом Российской Федерации, так и другими законами и иными правовыми актами (пункт 4 статьи 49 ГК РФ).
Кроме Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О некоммерческих организациях" особенности правового положения отдельных видов некоммерческих организаций (в том числе, в зависимости от сферы деятельности и с учетом различий в уставных целях организаций) регулируют, в частности, такие специальные законы как Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации); Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).
Закон об общественных объединениях регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений.
Названный Закон под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (статья 5).
Согласно статье 7 данного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия (указанные организационно-правовые формы поименованы соответственно в подпунктах 2, 2.1, 7, 8 пункта 3 статьи 50 ГК РФ).
Поэтому к числу общественных объединений не могут быть отнесены некоммерческие организации, действующие в других организационно-правовых формах, указанных в пункте 3 статьи 50 ГК РФ (например, в форме предусмотренных подпунктом 1 потребительских кооперативов или подпунктом 4 товариществ собственников недвижимости), или же не отвечающие специальным требованиям Закона об общественных объединениях (например, не всякий фонд, указанный в подпункте 7, а только общественный фонд).
При этом как в общих положениях гражданского законодательства, закрепляющих статус общественных организаций и общественных движений (статьи 123.4, 123.7-1 ГК РФ), так и в Законе об общественных объединениях (статьи 8 - 12) цели, для которых создаются соответствующие юридические лица, не связываются напрямую с удовлетворением материальных потребностей объединяющихся лиц. Цели определяются через такие формулировки как "удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей", "социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками" и т.п.
Подпункт 3 пункта 3 статьи 50 ГК РФ предусматривает такую организационно-правовую форму некоммерческой организации как ассоциация (союз).
Согласно статье 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения (абзац второй пункта 1 статьи 123.8 ГК РФ в редакции Федеральных законов от 13.07.2015 N 268-ФЗ, от 07.02.2017 N 12-ФЗ).
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации, относя сами ассоциации (союзы) к некоммерческим организациям, не ограничивает круг субъектов, имеющих право объединяться в ассоциации (союзы), только некоммерческими организациями, допускает создание союзов коммерческих организаций, а также "смешанных" союзов, союзов с участием граждан.
Различия в правовом статусе круга учредителей ассоциации (союза), осуществление учредителями деятельности в самых разных сферах экономической, общественной жизни ведут к неоднородности содержательной деятельности ассоциаций (союзов), несмотря на общность их организационно-правовой формы.
Соответствующие особенности правового регулирования создания и деятельности также отражают специальные законы.
Законом об общественных объединениях предусмотрено право общественных объединений независимо от их организационно-правовой формы создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения (статья 13).
Следовательно, ассоциация (союз), образованная организациями, которые хотя и являются некоммерческими, но не являются общественными объединениями, также не образует нового общественного объединения в значении Закона об общественных объединениях.
Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ к ранее созданным потребительским обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3).
Потребительский кооператив - основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 123.2 ГК РФ).
Согласно преамбуле и статье 1 Закона о потребительской кооперации потребительская кооперация в Российской Федерации - это система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Основными задачами потребительской кооперации являются создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Потребительское общество названный Закон определяет как добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Это определение в полной мере согласуется с определением в ГК РФ такой формы как потребительский кооператив.
Согласно Уставу Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (утв. постановлением 130-го Собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации от 13.12.2006, с послед. изм.) данный союз - добровольное объединение потребительских обществ и региональных союзов.
Центросоюз Российской Федерации в силу гражданского законодательства, его Устава является некоммерческой организацией. К некоммерческим организациям в силу закона относятся и входящие в систему потребкооперации и образовавшие данный Центросоюз потребительские общества.
Но, поскольку сами потребительские общества, относясь по действующей классификации некоммерческих организаций к потребительским кооперативам, согласно Закону об общественных объединениях не могут быть отнесены к числу общественных объединений, то и образованный потребительскими обществами союз (ассоциация) не может рассматриваться в качестве общественного объединения.
Следовательно, судья в отставке даже при наличии стажа работы в должности судьи более 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет) не может замещать какие-либо должности в системе потребительской кооперации, в том числе, в Совете Центросоюза России.

Еще документы:

"О праве судьи в отставке замещать в системе Следственного комитета Российской Федерации иные должности, кроме должности следователя"
"О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
"О праве бывшего судьи Республики Крым, которому назначено ежемесячное пожизненное содержание, работать арбитром, третейским судьей"
"О праве судьи, пребывающего в отставке, работать на платной основе экскурсоводом"