Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 31.05.2017 N 1-КЭ О допустимости обращения судьи в правоохранительные органы с требованием о привлечении к ответственности сотрудников медицинского учреждения в связи с оказанием некачественной медицинской помощи, а также в суд - с соответствующим иском

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. N 1-КЭ
О ДОПУСТИМОСТИ
ОБРАЩЕНИЯ СУДЬИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ С ТРЕБОВАНИЕМ
О ПРИВЛЕЧЕНИИ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ, А ТАКЖЕ В СУД - С СООТВЕТСТВУЮЩИМ ИСКОМ
Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике рассмотрела запрос судьи, который, ссылаясь на оказание ему в рамках добровольного медицинского страхования медицинской услуги ненадлежащего качества, просит разъяснить его право на обращение в правоохранительные органы, организации здравоохранения и образования - с требованиями о привлечении в ответственности виновных лиц; в суд - с иском к организации, оказывающей медицинские услуги.
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. (в редакции от 8 декабря 2016 г.) (далее - Кодекс судейской этики), устанавливая повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, в пунктах 3 и 4 статьи 1 прямо закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации; что положения Кодекса судейской этики не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы.
Право на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь относится к числу неотъемлемых конституционных прав граждан (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45), и одним из таких способов является судебная защита, которая согласно части 1 статьи 46 Конституции гарантируется каждому.
Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина, а потому оно в равной мере распространяется и на гражданина, наделенного государством статусом судьи.
Статья 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) закрепляет основные требования, предъявляемые к судье, неисполнение которых несовместимо со статусом судьи. Этой нормой не только не установлен запрет на обращение судьи в суд, в правоохранительные и иные органы в целях защиты своих гражданских прав, но и предусмотрено право судьи выступать в качестве представителя в случае законного представительства (подпункт 6 пункта 3). Пункт 1 статьи 16 Кодекса судейской этики прямо оговаривает право судьи представлять самого себя в судебных органах.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 3 Закона о статусе судей, статьи 6 Кодекса судейской этики судья в процессе реализации своих общегражданских прав и свобод обязан избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи. Судья всегда должен следовать высоким стандартам морали и нравственности, в любой ситуации сохранять личное достоинство; при обращениях в различные государственные органы, организации по вопросам защиты своих личных прав не должен использовать свой статус.
Таким образом, судья, как любой гражданин, вправе обращаться в правоохранительные и иные органы с заявлениями в защиту своих прав (включая требования о привлечении к ответственности лиц, виновных, по его мнению, в оказании ему медицинских услуг ненадлежащего качества), а также реализовать свое право на судебную защиту путем предъявления соответствующего иска, соблюдая при этом общие требования Кодекса судейской этики к поведению судьи.

Еще документы:

<О разъяснении положений статей 74, 75, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014>
<О применении ставок таможенных пошлин, предусмотренных для ввоза товаров в пределах установленного объема, при выпуске товаров, в отношении которых была подана предварительная таможенная декларация, осуществляемом после истечения срока действия лицензии на импорт товаров, ввозимых в пределах тарифных квот>
"О возможности судьи, пребывающего в отставке, работать воспитателем семейной группы при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении"
<По заявлению Евразийской экономической комиссии о разъяснении положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года>