"Временные методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей судоходные гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории в случае аварии судоходного гидрот

Посмотреть комментарии и ближайшие изменения к документу.
Ссылка откроется в вашей учетной записи. Если у вас еще нет доступа в систему, вы сможете бесплатно оформить его на 2 дня.

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

8 июня 2011 г. N 2-4-60-6-14

А.П.ЧУПРИЯН

Согласовано

Заместитель руководителя

Федерального агентства морского

и речного транспорта

В.Н.ВОВК

8 июня 2011 года

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫДАЧЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ,

ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ СУДОХОДНЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ,

К ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ЗАЩИТЕ

НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ В СЛУЧАЕ АВАРИИ СУДОХОДНОГО

ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ

I. Общие положения

1. Временные методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей судоходные гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения (далее - временные методические рекомендации) разработаны в целях реализации требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений".

2. Временные методические рекомендации предназначены для применения в системе МЧС России, Росморречфлота для организации мероприятий по подготовке и выдаче заключений о готовности организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения (далее - Заключение) и определяют порядок:

подготовки и выдачи Заключений;

проведения оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения (далее - СГТС);

выдачи Заключений и требований к его оформлению;

учета в территориальных органах МЧС России СГТС, подлежащих декларированию безопасности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

3. Проведение мероприятий по подготовке, оформлению и выдаче Заключений осуществляется в соответствии с настоящими временными методическими рекомендациями.

4. Для реализации мероприятий по подготовке и выдаче Заключения приказом территориального органа МЧС России создается комиссия по оценке готовности организаций, эксплуатирующих СГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае его аварии (далее - Комиссия).

Председателем Комиссии назначается заместитель начальника территориального органа МЧС России, курирующий вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав Комиссии включаются сотрудники территориальных органов МЧС России и по согласованию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Персональный состав Комиссии, организации непосредственно осуществляющей оценку готовности организации, эксплуатирующей СГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии СГТС, определяется распоряжением территориального органа МЧС России.

Целесообразно к участию в работе Комиссии привлекать соответствующих специалистов по согласованию с эксплуатирующими организациями (далее - декларанты).

5. Департаментом гражданской защиты и территориальными органами МЧС России согласовывается представляемый Ространснадзором проект перечня СГТС, подлежащих декларированию безопасности, и график представления деклараций безопасности на текущий год.

На основании согласованного графика осуществляется планирование мероприятий по подготовке и выдаче Заключений, которые включаются в Комплексный план основных мероприятий МЧС России и планы основных мероприятий территориальных органов МЧС России.

В течение года территориальные органы МЧС России уточняют сроки проведения мероприятий по подготовке и выдаче Заключений с декларантами и ежеквартально к 20 числу месяца, предшествующего началу квартала, направляют в Департамент гражданской защиты квартальные графики организации мероприятий по выдаче Заключений с указанием сроков проведения учений.

6. Мероприятия по подготовке к выдаче Заключения включают согласование с декларантами порядка:

работы Комиссии МЧС России;

рассмотрения документов, характеризующих степень готовности организаций, эксплуатирующих СГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии СГТС;

проведения учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии СГТС.

7. При положительном результате учения по проведению оценки готовности организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения срок выдачи Заключения не должен превышать 2-х недель.

8. Результаты деятельности территориальных органов МЧС России по выдаче Заключений и предложения по совершенствованию работы в данной области направляются в МЧС России в составе материалов, представляемых территориальными органами МЧС России в ежегодный государственный доклад "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

9. В зависимости от характера возможных чрезвычайных ситуаций в случае аварии СГТС выдачу Заключений осуществляют:

Департамент гражданской защиты МЧС России для СГТС 1 класса опасности, в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой выходит за пределы территории федерального округа;

региональные центры МЧС России (ГУ МЧС России по г. Москве) для СГТС 1 класса опасности, в случае возможной чрезвычайной ситуации федерального характера, зона которой не выходит за пределы территории федерального округа, а также для СГТС 2 класса опасности, в случае возможных чрезвычайных ситуаций межрегионального характера;

главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в остальных случаях.

10. Департамент гражданской защиты МЧС России осуществляет контроль и методическое сопровождение деятельности территориальных органов МЧС России в данной области.

11. Территориальные органы МЧС России в недельный срок после выдачи Заключения для СГТС 1, 2 и 3 класса опасности направляют его копии в электронном виде в Департамент гражданской защиты и в ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России на рассмотрение в целях осуществления анализа деятельности территориальных органов МЧС России по выдаче Заключений и выработки предложений по повышению ее эффективности.

--------------------------------

<1> По решению МЧС России организация мероприятий по подготовке и выдаче Заключений для СГТС 1 класса опасности осуществляется региональными центрами МЧС России.

По решению региональных центров МЧС России организация мероприятий по подготовке и выдаче Заключений для СГТС 2 опасности осуществляется ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации. В указанных случаях региональные центры МЧС России (ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) направляют в Департамент гражданской защиты (региональные центры МЧС России) три экземпляра проекта Заключения с оригиналами подписей членов Комиссии и привлекаемых экспертов, а также прилагаемый отчет по результатам учения, который утверждается председателем Комиссии.

Годовой отчет о проделанной работе в данной области ФГУ "Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности" МЧС России направляет в Департамент гражданской защиты ежегодно к 1 февраля.

12. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации ведется учет СГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и подлежащих декларированию безопасности, а также выданных Заключений и копий деклараций безопасности, утвержденных установленным порядком.

II. Организация проведения подготовительных мероприятий

по выдаче заключения о готовности организации,

эксплуатирующей судоходные гидротехнические сооружения,

к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите

населения и территорий в случае аварии СГТС

13. Класс опасности СГТС должен соответствовать характеру возможной чрезвычайной ситуации, устанавливаемый в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и с учетом оценки риска ее возникновения.

Класс опасности СГТС устанавливается специальными комиссиями субъектов Российской Федерации с учетом конкретного вида СГТС по результатам рассмотрения сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций на СГТС, в соответствии с расчетом размера вреда в результате аварии СГТС, выполненного по методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений, утвержденной приказами от 02.10.2007 МЧС России N 528 и Минтранса России N 143.

14. Участие представителей МЧС России в преддекларационном обследовании СГТС предусматривает согласование с декларантом порядка предоставления и рассмотрения:

ситуационного плана с нанесенными границами территории СГТС, опасной и охранной зон в масштабе не менее 1:100000 <2>;

плана территории СГТС с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления в случае прорыва напорного фронта - в масштабе и детализации, которые допущены для открытого пользования <2>;

--------------------------------

<2> Для ГТС 1 и 2 классов опасности данные представляются в формате хранения 3ds (непредставление декларантом данных в формате хранения 3ds не является основанием для отказа в выдаче Заключения).

исходных данных, определяющих класс опасности СГТС;

сценариев развития возможных чрезвычайных ситуаций;

состава представителей МЧС России;

документов, характеризующих степень готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии СГТС, в том числе к проведению учения.

15. Исходными данными для проведения классификации характера возможной чрезвычайной ситуации в случае аварии на СГТС являются показатели, характеризующие:

уровень безопасности СГТС по рассматриваемому сценарию аварии;

границы зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев гидродинамических аварий СГТС;

величину материального ущерба, обусловленного возникновением чрезвычайной ситуации в случае аварии СГТС, в соответствии с методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений, утвержденной приказами от 02.10.2007 МЧС России N 528 и Минтранса России N 143.

16. С целью оценки готовности руководителей и персонала СГТС к действиям по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае возможных аварий СГТС проводится учение. В ходе проведения учения планируется рассмотрение вопросов, указанных в пунктах 19 и 20 настоящих временных методических рекомендаций.

17. Темы учений, проводимых для оценки готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии СГТС с первого по третий класс опасности, определяются по результатам рассмотрения возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций.

III. Проведение оценки готовности организации к локализации

и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения

и территорий в случае аварии СГТС

18. Оценка готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии СГТС производится по результатам учения, проводимого с данной целью, а также рассмотрения материалов, характеризующих:

организацию взаимодействия с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальными и функциональными подсистемами РСЧС и их звеньями;

полноту реализации мероприятий, предусмотренных Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оценку уровня безопасности СГТС по рассматриваемым сценариям аварий, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

результаты реализации комплекса мер, направленных на снижение риска и смягчение последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

укомплектованность и квалификацию эксплуатирующего персонала;

резервы материальных и финансовых средств, предусмотренных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

мероприятия по обеспечению готовности технических средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

устойчивость функционирования систем и средств управления производственным процессом в условиях чрезвычайной ситуации;

реализацию мероприятий по созданию мест размещения резервных источников электроснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при возникновении чрезвычайной ситуации, а также проведение аварийно-восстановительных и спасательных работ;

обеспечение беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, а также ввода и передвижения по территории сил и средств, задействованных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

19. Оценка достаточности мер по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайной ситуации в случае аварии на СГТС осуществляется по результатам рассмотрения материалов, характеризующих полноту проработки вопросов:

отработки совместных действий в рамках РСЧС по защите населения и территорий при чрезвычайной ситуации в случае аварии СГТС;

выполнения ранее принятых решений МЧС России и его территориальных органов, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения готовности СГТС к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности принимаемых и запланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения границ зон возможного затопления и размеров зон действия вторичных поражающих факторов;

определения возможного количества пострадавших, в том числе погибших, а также населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;

обеспечения защиты персонала и населения от катастрофического затопления;

состояния и обеспечения готовности к использованию систем оповещения населения;

оценки величины возможного ущерба в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

страхования гражданской ответственности в установленном порядке за причинение вреда в случае аварии СГТС и за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам при возникновении чрезвычайной ситуации в случае возможной аварии на СГТС.

20. По результатам учения территориальными органами МЧС России оформляется отчет о результатах проведения учения (далее - отчет), который является приложением к Заключению.

В отчете указываются:

тема учения;

полнота отработки вопросов в ходе учения;

организация оповещения и информирования населения;

оценка действий задействованных сил и средств и органов управления;

выявленные в ходе проведения учения замечания и предложения по совершенствованию мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий;

оценка готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии СГТС по результатам учения.

В целях устранения недостатков, указанных в отчете, организации, эксплуатирующей СГТС, выдается предписание.

В случае неудовлетворительной оценки по результатам проведения учения декларантом организуется его повторное проведение в согласованные с территориальными органами МЧС России сроки.

IV. Оформление заключения о готовности организации,

эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации

и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер

по защите населения и территорий в случае аварии СГТС

21. Заключение оформляется по форме согласно приложению N 2 и включает:

сведения о СГТС и эксплуатирующей его организации, а также документах, рассмотренных в ходе проведения мероприятий по выдаче Заключения;

информацию о классе опасности СГТС;

данные о выполнении декларантами требований, установленных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

результаты оценки достаточности мер по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций в случае аварии СГТС;

информацию об устранении замечаний, указанных в предписании территориального органа МЧС России;

отчет по результатам проведенного учения, с указанием его темы.

22. Заключение должно содержать обоснованные (в соответствии с нормативными и правовыми документами) выводы о готовности организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установленной в процессе обследования, а также достаточности принимаемых и спланированных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае возможной аварии СГТС.

23. Территориальным органом МЧС России готовятся три экземпляра Заключения. Первый экземпляр остается в территориальном органе МЧС России, а два экземпляра передаются декларанту.

По решению МЧС России (региональных центров МЧС России) о проведении мероприятий по подготовке и выдаче Заключений территориальными органами МЧС России готовятся четыре экземпляра проекта Заключения. После утверждения один экземпляр остается в Департаменте гражданской защиты (региональном центре МЧС России), а три экземпляра направляются в территориальный орган МЧС России, подготовивший проект заключения.

24. Заключение утверждается директором Департамента гражданской защиты (руководителем территориального органа МЧС России), заверяется печатью и прошивается с указанием количества страниц, регистрируется установленным порядком.

25. Срок действия Заключения определяется сроком действия декларации безопасности СГТС.

26. О выдаче Заключения территориальный орган МЧС России в недельный срок информирует территориальный орган надзора за безопасностью СГТС, а также соответствующее муниципальное образование или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

V. Учет в территориальных органах МЧС России судоходных

гидротехнических сооружений, расположенных на территории

субъекта Российской Федерации

27. Учет СГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориальными органами МЧС России по форме согласно приложению N 3.

28. График представления деклараций безопасности СГТС обновляется по состоянию на 1 января текущего года и ежегодно направляется в Департамент гражданской защиты МЧС России к 1 февраля.

Приложение N 1

к временным методическим

рекомендациям

План-график

проведения мероприятий по подготовке

и выдаче заключений о готовности организации,

эксплуатирующей СГТС, к локализации и ликвидации

чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите

населения и территорий в случае аварии СГТС

в __________ федеральном округе (г. Москве)

N п/п

Наименование организации

Месяц

Класс опасности, регистр. N

Орган, выдающий Заключение

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1.

2.

Рассмотрено "__" _____________ 20__ г. на заседании комиссии ________ регионального центра (ГУ МЧС России по г. Москва) по выдаче заключений о готовности организаций, эксплуатирующих судоходные гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии судоходного гидротехнического сооружения (протокол N __).

Приложение N 2

к временным методическим

рекомендациям

ФОРМА

ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩЕЙ

СУДОХОДНЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, К ЛОКАЛИЗАЦИИ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ДОСТАТОЧНОСТИ МЕР

ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В СЛУЧАЕ АВАРИИ СГТС

Приложение: Отчет по результатам учения по теме (указывается тема учения).

Приложение N 3

к временным методическим

рекомендациям

N п/п

Наименование СГТС, класс капитальности, класс опасности

Место расположения, назначение

Год ввода в эксплуатацию

Собственник, юридический адрес

Наличие паспорта безопасности

срок действия декларации безопасности и дата выдачи Заключения

Наличие ЛСО (соответствие метод. рекомендациям МЧС России)

Техническое состояние уровень безопасности

Номер в реестре потенциально опасных объектов субъекта РФ

1.

2.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.
Еще документы:
Публикации: